Подлежит ли организация - розничный продавец привлечению к ответственности по ст. 6.14 КоАП РФ за реализацию алкогольной продукции ненадлежащего качества, если у нее имеются все необходимые документы (сертификаты соответствия, удостоверения качества и т. д.) на продукцию и ее внешний вид соответствует норме, но при этом экспертиза контролирующего органа показала, что продукция не соответствует государственным стандартам?
Ответ: В силу ст. 6.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях за производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам, предусмотрена административная ответственность. В этом случае на организацию налагается штраф от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использованных для производства этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных предметов.
На основании п. 1 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) поставки и (или) розничная продажа алкогольной продукции осуществляются только организациями при наличии соответствующих лицензий.
Согласно п. 2 ст. 16 Закона N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями ст. 10.2 Закона N 171-ФЗ, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии и без маркировки в соответствии со ст. 12 Закона N 171-ФЗ.
В силу п. 1 ст. 25 Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция, которая не соответствует государственным стандартам и техническим условиям, подлежит изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных органов.
При этом Законом N 171-ФЗ прямо не предусмотрена обязанность розничного продавца проверять качество алкогольной продукции.
На основании п. 1 Правил продажи отдельных видов товаров, Перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила), названный документ разработан в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" и регулирует отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.
Пунктом 139 Правил установлен перечень документов, которые обязан иметь продавец на продаваемую алкогольную продукцию.
Также п. 140 Правил установлено, что перед продажей алкогольной продукции продавец обязан проверить ее качество (по внешним признакам), целостность потребительской тары, наличие на товаре соответствующей марки и информации о товаре и его изготовителе (поставщике).
Правилами также не установлена обязанность продавца проверять качество самой алкогольной продукции.
В связи с этим представляется, что организация обязана иметь только полный перечень документов на алкогольную продукцию, а сама продукция во внешнему виду должна соответствовать установленному качеству.
Между тем в арбитражной практике закрепился подход, согласно которому реализация розничной торговой организацией алкогольной продукции ненадлежащего качества, если несоответствие требованиям по качеству установлено только при экспертизе, является основанием для привлечения организации к административной ответственности.
Правовая позиция Президиума ВАС РФ изложена в Постановлении от 17.06.2008 N 3796/08, согласно которому наличие документов о соответствии реализуемой алкогольной продукции требованиям государственных стандартов само по себе не освобождает лицо от ответственности за реализацию такой продукции, если она фактически не соответствует названным требованиям.
На основании названного Постановления ВАС РФ ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 07.10.2009 N А32-11632/2009-4/297-47АП признал обоснованным привлечение организации к административной ответственности за реализацию некачественной алкогольной продукции.
ФАС Поволжского округа в Постановлении от 01.10.2009 N А49-7167/2008 указал на то, что ст. 6.14 КоАП РФ предусмотрена ответственность не только за производство, но и за оборот некачественной продукции. Суд привел положения п. 16 ст. 2 Закона N 171-ФЗ о том, что под оборотом алкогольной продукции понимается в том числе и розничная продажа. На основании изложенного суд сделал вывод о том, что лицо, осуществляющее хранение и реализацию некачественной алкогольной продукции, в равной степени несет ответственность по названной статье наряду с производителем указанной продукции при наличии вины в совершении административного правонарушения, определяемой для юридических лиц по правилам, установленным ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.
Таким образом, организация - розничный продавец подлежит привлечению к административной ответственности по ст. 6.14 КоАП РФ за реализацию алкогольной продукции, качество которой не соответствует требованиям законодательства. При этом не имеет значения наличие у организации всех необходимых сопроводительных документов на такую продукцию и тот факт, что организация по внешнему виду оценила качество продукции.
Ю. М.Лермонтов
Минфин России
01.02.2010