Организация имеет на балансе скважину, оборудование для водозабора, лицензию на пользование недрами. Возникает ли у организации обязанность по уплате водного налога в случае, когда фактически забор воды еще не осуществляется?
Ответ: Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 333.8 Налогового кодекса РФ).
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.9 НК РФ объектом налогообложения водным налогом признается такой вид пользования водными объектами, как забор воды из водных объектов.
В соответствии с п. 2 ст. 333.10 НК РФ при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.
Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.
В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.
НК РФ не содержит определения понятий "водопользование", "водопользователь", следовательно, в силу п. 1 ст. 11 НК РФ для целей налогообложения подлежат применению понятия, приведенные в Водном кодексе РФ.
Согласно п. 8 ст. 1 ВК РФ под водопользователем понимается физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом.
Исходя из положений ВК РФ (ч. 1 ст. 11, ч. 3 ст. 18, ч. 3 ст. 38) забор воды представляет собой изъятие воды из водного объекта.
Согласно ч. 1 и 5 ст. 5 ВК РФ водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные водные объекты. При этом к подземным водным объектам относятся бассейны подземных вод, водоносные горизонты.
Согласно ст. ст. 37, 43 ВК РФ водные объекты используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. При этом порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.
Согласно ст. 10 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" участки недр предоставляются в пользование для добычи подземных вод на срок до 25 лет.
Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (ст. 11 Закона РФ N 2395-1).
Основанием возникновения права пользования участками недр для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр (п. 3 ст. 10.1 Закона РФ N 2395-1).
По мнению арбитражных судов, наличие у организации лицензии на право пользования недрами, а также владение на праве собственности техническими сооружениями для забора подземных вод не свидетельствуют о возникновении у нее обязанностей плательщика водного налога при отсутствии фактической деятельности по забору воды.
Данный вывод содержится, например, в Постановлении ФАС Уральского округа от 11.02.2008 N Ф09-323/08-С3. Суд счел, что поскольку организация в спорный период не осуществляла самостоятельного забора воды, пользовалась услугами на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, следовательно, ее нельзя признать плательщиком водного налога.
В Постановлении ФАС Уральского округа от 27.11.2006 N Ф09-10432/06-С7 арбитражный суд также пришел к выводу, что наличие у администрации муниципального образования на балансе скважин для водозабора воды и лицензии на право пользования недрами не свидетельствует о возникновении у нее обязанностей плательщика водного налога. Судьи указали на то, что администрация муниципального образования не является водопользователем, так как не использует водные объекты с применением инженерных сооружений, технических средств, не занимается деятельностью, связанной с питьевым и хозяйственно-бытовым водоснабжением населения, в связи с чем не является плательщиком водного налога.
В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 14.04.2008 N Ф03-А73/08-2/1014 также было указано, что в соответствии с п. 1 ст. 333.9 НК РФ объектами налогообложения водным налогом, если иное не предусмотрено п. 2 данной статьи, признаются: забор воды из водных объектов; использование акватории водных объектов, за исключением лесосплавов в плотах и кошелях; использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; использование водных объектов для целей лесосплавов в плотах и кошелях. Площадь предоставленного водного пространства определяется по данным лицензии на водопользование, договора на водопользование, а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных - по материалам соответствующей технической и проектной документации. Из анализа названных норм следует, что обязанность по уплате водного налога соотносится с непосредственным пользованием налогоплательщиком водных объектов. Поскольку имеющаяся у организации - стороны по данному делу лицензия на водопользование свидетельствует лишь о наличии у нее права на пользование предоставленным водным объектом и налоговым органом в данном случае не были представлены доказательства ведения организацией в проверяемом периоде деятельности, связанной с водопользованием в определенной акватории, суд сделал вывод об отсутствии у организации обязанности по исчислению и уплате водного налога.
Однако указанное Постановление ФАС Дальневосточного округа было отменено Постановлением Президиума ВАС РФ от 09.12.2008 N 10019/08. При этом было указано, что под использованием водных объектов (водопользованием) понимается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц (п. 14 ст. 1 ВК РФ). Налоговая база определяется в зависимости от вида водопользования.
Согласно п. 2 ст. 333.10 НК РФ при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. При использовании акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, налоговая база в соответствии с п. 3 ст. 333.10 НК РФ определяется как площадь предоставленного водного пространства. Она рассчитывается по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных - по материалам технической и проектной документации. Статьей 333.13 НК РФ установлен порядок исчисления налога, в силу которого сумма водного налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей налоговой ставки.
Поскольку налоговое законодательство не содержит положений о корректировке налоговой базы по водному налогу либо об исключении из налоговых периодов времени, в течение которого (с учетом сезонного характера работ) акватория водных объектов фактически не используется по объективным, не зависящим от водопользователя причинам, доначисление налоговым органом налога было признано Президиумом ВАС РФ обоснованным.
Таким образом, с учетом отсутствия единообразной точки зрения, сложившейся в арбитражной практике, в случае когда организация не осуществит уплату водного налога, несмотря на наличие на балансе скважины, оборудования для водозабора, лицензии на пользование недрами, учитывая, что фактически забор воды ею не осуществлялся, возможно возникновение споров с налоговыми органами.
М. И.Дедусова
ООО "Юридическая компания
"Налоговая помощь"
01.02.2010