Все работники организации увольняются переводом в другую организацию. Можно ли произвести выплату компенсаций за неиспользованный отпуск работникам и заплатить налоги в бюджет уже от новой организации позже, когда работники пойдут в отпуск, составив при этом соглашение между организациями о сохранении и оплате отпусков от новой организации? Какие действия следует предпринять для того, чтобы избежать претензий со стороны налоговых органов? Возможно ли начислить налоги по компенсациям за отпуск в старой организации, а оплатить их в новой?
Ответ: При увольнении в порядке перевода в другую организацию происходит прекращение трудовых отношений работников с работодателем по п. 5 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ.
Согласно ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника (в последний день работы). При этом работнику должна быть выплачена как заработная плата, так и компенсация за неиспользованный отпуск.
Соответственно, начисление и выплата указанных сумм должны производиться непосредственно работодателем.
Возложение своей обязанности по выплате заработной платы и компенсации за неиспользованный отпуск на третье лицо не допускается в связи с конструкцией нормы ст. 140 ТК РФ.
В случае нарушения требований ст. 140 ТК РФ наступает ответственность, предусмотренная ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Нарушение законодательства о труде, согласно ч. 1 указанной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Исходя из начисленной суммы при ее выплате работодатель обязан исполнить функции налогового агента в отношении удержания НДФЛ из выплат в пользу работника (ст. 24 Налогового кодекса РФ). Согласно пп. 1 п. 3 указанной статьи налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства.
Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком (п. 4 ст. 24 НК РФ).
В соответствии с п. 2, пп. 1 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора, и прекращается с уплатой налога и (или) сбора.
Исходя из положений п. 4 ст. 24, п. 1 и пп. 1 п. 3 ст. 44, п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность налогового агента по перечислению налога считается исполненной с момента предъявления в банк платежного поручения на перечисление налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогового агента.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Конституционный Суд РФ в Определении от 22.01.2004 N 41-О отметил, что в целях надлежащего исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщик обязан самостоятельно, то есть от своего имени и за счет своих собственных средств, уплатить соответствующую сумму налога в бюджет. При этом на факт признания обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной не влияет то, в какой форме - безналичной или наличной - происходит уплата денежных средств; важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств. Иное толкование понятия "самостоятельное исполнение налогоплательщиком своей обязанности по уплате налога" приводило бы к невозможности четко персонифицировать денежные средства, за счет которых производится уплата налога, и к недопустимому вмешательству третьих лиц в процесс уплаты налога налогоплательщиком, что не только препятствовало бы результативному налоговому контролю за исполнением каждым налогоплательщиком своей обязанности по уплате налога, но и создавало бы выгодную ситуацию для уклонения недобросовестных налогоплательщиков от законной обязанности уплачивать налоги путем неотражения на своем банковском счете поступающих доходов.
Кроме того, изложенное полностью распространяется на процесс перечисления налоговыми агентами сумм удержанных ими налогов в бюджет. Самостоятельность исполнения ими этой обязанности заключается в совершении действий по перечислению налогов в бюджет от своего имени и за счет тех денежных средств, которые ими были удержаны из сумм произведенных выплат.
Таким образом, работодатель обязан самостоятельно исчислить, удержать и уплатить причитающиеся суммы налогов и сборов в бюджет.
Исходя из вышеизложенного заключение какого-либо соглашения о начислении и (или) выплате компенсаций за неиспользованный отпуск, начислении и (или) уплате соответствующих сумм налогов с новой организацией будет противоречить действующему трудовому и налоговому законодательству. Это приведет к соответствующим санкциям со стороны органов, осуществляющих контролирующие функции.
А. А.Уланов
ЗАО Агентство правовой информации
"Воробьевы горы"
Региональный информационный
центр Сети КонсультантПлюс
01.02.2010