Является ли организация-работодатель агентом по удержанию и перечислению суммы административного штрафа, наложенного на продавца работника организации - за неприменение ККТ?

Ответ: В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В силу ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

ФНС России в Письме от 26.01.2005 N 22-3-11/073@ "О применении ККТ" указывает на то, что при наличии иных обстоятельств, свидетельствующих о несоблюдении требований законодательства о ККТ, при установлении факта неприменения ККТ и обоснованных доказательств его совершения к административной ответственности в виде взыскания штрафа могут быть привлечены гражданин (продавец-кассир), должностное лицо и само юридическое лицо.

При этом ни КоАП РФ, ни другими нормативно-правовыми актами не установлена обязанность организации по удержанию из доходов работника и перечислению штрафа, наложенного на него за неприменение ККТ. Трудовым законодательством также не предусмотрена возможность организации по заявлению работника удержать из заработной платы и перечислить в бюджет сумму наложенного на него штрафа. Лицо, привлеченное к административной ответственности в виде штрафа, обязано суммы штрафа перечислить самостоятельно. В ч. 3 ст. 32.2 КоАП РФ установлено, что сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, или банковскому платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ (ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ).

Таким образом, организация-работодатель не является агентом по удержанию и перечислению суммы штрафа, наложенного на работника организации за неприменение ККТ. При этом само понятие агента по удержанию сумм штрафа за другое лицо в законодательстве об административных правонарушениях отсутствует.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

28.01.2010