В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ общества с ограниченной ответственностью должны привести свои уставы в соответствие с требованиями законодательства при первом изменении уставов таких обществ. Вправе ли налоговый орган отказать в регистрации изменений, вносимых в устав общества в связи с изменением места нахождения общества, в случае, если при представлении документов для регистрации устав общества не будет при этом приведен в соответствие с законодательством?

Ответ: В силу ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 312-ФЗ) (в ред. Федерального закона от 17.12.2009 N 310-ФЗ) уставы обществ, созданных до дня вступления в силу Закона N 312-ФЗ, подлежат приведению в соответствие с частью первой Гражданского кодекса РФ (в ред. Закона N 312-ФЗ) и Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в ред. Закона N 312-ФЗ) при первом изменении уставов таких обществ.

На основании ст. 12 Федерального закона N 14-ФЗ сведения о месте нахождения общества с ограниченной ответственностью должны содержаться в его уставе. Изменения, внесенные в устав общества, подлежат государственной регистрации.

Для государственной регистрации изменений, вносимых в устав общества с ограниченной ответственностью, в регистрирующий (налоговый) орган представляются документы, определенные п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).

С учетом изложенного если общество с ограниченной ответственностью, созданное до 01.07.2009, меняет место своего нахождения и не привело до этого свой устав в соответствие с законодательством, то указанное общество наряду с внесением изменений в устав, связанных с изменением места нахождения, должно одновременно привести устав в соответствие с законодательством и представить документы в регистрирующий (налоговый) орган для государственной регистрации.

Случаи, при которых допускается отказ в государственной регистрации юридического лица, приведены в п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ. Такого основания для отказа в государственной регистрации, как неприведение устава общества с ограниченной ответственностью в соответствие с требованиями законодательства, не предусмотрено.

Кроме того, в соответствии с п. 4.1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам РФ форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 129-ФЗ.

Таким образом, по нашему мнению, налоговый орган не вправе отказать в регистрации изменений, вносимых в устав общества в связи с изменением места нахождения общества, в случае, если при представлении документов для регистрации устав общества не будет при этом приведен в соответствие с законодательством.

Вместе с тем необходимо отметить, что указанное обстоятельство может явиться основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (непредставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, сведений о юридическом лице, представление которых предусмотрено законом).

С. В.Гладилин

Советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

28.01.2010