В начале проведения выездной проверки индивидуального предпринимателя по вопросам соблюдения миграционного законодательства сотрудником территориального органа ФМС России индивидуальному предпринимателю было объявлено распоряжение о проведении проверки, однако копия данного распоряжения вручена индивидуальному предпринимателю не была. По результатам проверки принято решение о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности по ст. 18.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 800 тыс. руб. в связи с привлечением к трудовой деятельности иностранного гражданина при отсутствии у него разрешения на работу. Может ли факт невручения копии распоряжения о проведении проверки являться основанием для отмены указанного решения вышестоящим органом ФМС России? По какой форме индивидуальный предприниматель вправе направить жалобу в вышестоящий орган ФМС России? В течение какого срока по данной жалобе должно быть принято решение?

Ответ: Приказом МВД России N 338, ФМС России N 97 от 30.04.2009 (зарегистрирован в Минюсте России 09.06.2009 N 14037) утвержден Административный регламент по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда (далее - Административный регламент).

Согласно п. 37 Административного регламента организация выездных проверок возлагается на начальника или заместителя начальника подразделения системы ФМС России, сотрудники которого на основании распоряжения проводят проверку.

Последовательность действий при проведении выездной проверки:

выезд по адресу нахождения (осуществления деятельности) проверяемого объекта;

объявление распоряжения о проведении проверки;

предъявление служебного удостоверения;

вручение копии распоряжения о проведении проверки законному представителю проверяемого объекта;

ознакомление представителей проверяемого объекта с их правами и обязанностями при проведении проверки;

осмотр территории и установление факта нахождения иностранных граждан на территории проверяемого объекта, проверка соблюдения ими положений миграционного законодательства Российской Федерации, в том числе определение законности их пребывания и осуществляемой ими деятельности;

изучение документов, сведений и информации, полученных в ходе осмотра и истребованных на проверяемом объекте;

передача запросов о предоставлении дополнительной информации либо информации, для подготовки которой объективно необходимо время, в порядке, установленном Административным регламентом;

изучение предоставленных по запросам документов;

сопоставление оригиналов истребуемых документов с их копиями и подписание актов приема-передачи копий документов, подлежащих приобщению к материалам проверки;

запрос (устный) у представителя проверяемого объекта и получение устных пояснений по мере необходимости;

по мере необходимости запросы у должностных лиц проверяемого объекта, иных организаций и органов государственной власти дополнительных документов и информации;

фиксирование в установленном порядке выявленных фактов нарушения миграционного законодательства Российской Федерации;

завершение проверки.

Направление (вручение) копии распоряжения о проведении проверки представителю объекта проверки производится в день выезда на проверяемый объект.

Пунктом 38 Административного регламента предусмотрено, что в начале проведения проверки сотрудник, проводящий проверку, объявляет распоряжение о проведении проверки и вручает представителю объекта проверки копию распоряжения о проведении проверки. На оригинале распоряжения о проведении проверки, остающемся у сотрудника, проводящего проверку, представитель проверяемого объекта проставляет отметку о получении копии с подписью и с указанием своей должности (иного подтверждения своего статуса представителя), фамилии, имени и отчества, а также даты получения копии. Подписанный представителем проверяемого объекта оригинал распоряжения приобщается к материалам проверки.

В случае отказа представителя проверяемого объекта от получения копии распоряжения о проведении проверки в оригинале распоряжения о проведении проверки делается соответствующая запись.

В соответствии с ч. 1 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Таким образом, факт невручения сотрудником территориального органа ФМС России копии распоряжения о проведении выездной проверки по вопросам соблюдения миграционного законодательства индивидуальному предпринимателю может являться основанием для отмены решения о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности.

Согласно п. 80 Административного регламента обжалование решений и действий или бездействия должностных лиц, осуществляющих государственную функцию по контролю и надзору за соблюдением положений миграционного законодательства иностранными гражданами и лицами без гражданства, за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в РФ и использования их труда, производится в соответствии с законодательством РФ.

Граждане вправе обжаловать решения, принятые в ходе исполнения государственной функции, действия или бездействие подразделений системы ФМС России и их должностных лиц вышестоящему должностному лицу системы ФМС России, а также в прокуратуру или в суд.

Действия или бездействие, решения должностных лиц органов внутренних дел РФ, осуществляющих проведение мероприятий по выявлению преступлений и административных правонарушений в области миграции, могут быть обжалованы в вышестоящий орган внутренних дел РФ, а также в прокуратуру или в суд.

В соответствии с п. 84 Административного регламента обращение заявителя в письменной форме должно содержать следующую информацию:

наименование государственного органа, в который направляется письменное обращение, либо должность, фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица;

фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес, по которому должен быть направлен ответ;

суть жалобы на решение, действие или бездействие должностных лиц;

личную подпись заявителя, дату.

Дополнительно в письменном обращении могут указываться гражданство заявителя, причины несогласия с обжалуемым решением, действием или бездействием, обстоятельства, на основании которых заявитель считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложены какие-либо обязанности, содержаться требования об отмене обжалуемого решения, признании незаконным обжалуемого действия (бездействия), а также иные сведения, которые заявитель считает необходимым сообщить. К обращению могут прилагаться документы, подтверждающие доводы заявителя, или их копии (п. 85 Административного регламента).

Пунктом 83 Административного регламента предусмотрено, что при обращении заявителя в письменной форме срок рассмотрения такого обращения не должен превышать 30 дней с момента его регистрации. В исключительных случаях, а также в случае необходимости получения из территориального органа ФМС России и (или) органа внутренних дел РФ, решение или действие (бездействие) которого обжалуется, других государственных органов, органов местного самоуправления и от должностных лиц документов и материалов, требуемых для рассмотрения обращения, срок рассмотрения обращения может быть продлен на срок, не превышающий 30 дней, с уведомлением об этом заявителя.

Согласно п. 87 Административного регламента по результатам рассмотрения обращения заявителя уполномоченными должностными лицами подразделений системы ФМС России или руководителями органов внутренних дел РФ либо их заместителями принимается решение об удовлетворении требований, изложенных в обращении, либо об отказе в их удовлетворении, которое хранится в деле.

Копии решения, принятого должностными лицами подразделений системы ФМС России или руководителями органов внутренних дел РФ либо их заместителями, направляются в территориальный орган ФМС России (его структурное подразделение) или в орган внутренних дел РФ, принявший обжалуемое решение либо осуществивший обжалуемое действие (бездействие), и заявителю. При этом заявителю разъясняются его права, сроки и порядок обжалования принятого решения в досудебном и судебном порядке, а также предоставляется информация о вышестоящих органах и должностных лицах, которым может быть адресована жалоба в досудебном порядке и юрисдикции суда.

По желанию заявителя он может ознакомиться с материалами проверки в органе, принявшем решение по его заявлению, и снять с них копии.

Также необходимо отметить, что обращение заявителя не рассматривается:

если в обращении не указаны фамилия, имя, отчество, дата, место жительства гражданина, направившего обращение, по которому должен быть направлен ответ;

если в обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном преступлении, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, то должностное лицо подразделения системы ФМС России направляет его в соответствующий государственный орган;

если в обращении обжалуется судебное решение, то оно возвращается гражданину, его направившему, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения;

если в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, при этом сообщается гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом;

если текст письменного обращения не поддается прочтению;

если в письменном обращении содержится вопрос, на который уже многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направленными обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, уполномоченное должностное лицо системы ФМС России или органа внутренних дел Российской Федерации вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки по данному вопросу. О принятом решении информируется заявитель;

если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, то заявителю, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений (п. 89 Административного регламента).

Приказ МВД России N 338, ФМС России N 97 от 30.04.2009 вступил в силу 28.06.2009 (опубликован в "Российской газете" 17.06.2009 N 108).

Учитывая изложенное, индивидуальный предприниматель вправе направить жалобу в вышестоящий орган ФМС России на решение о привлечении к административной ответственности в произвольной форме. Данная жалоба должна содержать указанную в Административном регламенте информацию. Жалоба должна быть рассмотрена в течение 30 дней, а в исключительных случаях (с уведомлением об этом заявителя) в течение 60 дней с момента ее регистрации. Уполномоченное должностное лицо подразделения системы ФМС России по результатам рассмотрения жалобы должно принять решение об удовлетворении требований, изложенных в жалобе, либо об отказе в их удовлетворении.

В. Г.Крашенинников

Советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

26.01.2010