Некоторые игровые автоматы организации временно не работают из-за отсутствия плат. Учитываются ли они при расчете налоговой базы по налогу на игорный бизнес?

Ответ: Сумма налога на игорный бизнес исчисляется как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения (п. 1 ст. 370 Налогового кодекса РФ).

В свою очередь налоговая база по налогу на игорный бизнес определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения (ст. 367 НК РФ).

При этом объектом налогообложения признается игровой автомат (пп. 2 п. 1 ст. 366 НК РФ). Под игровым автоматом понимается специальное оборудование, используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша (ст. 364 НК РФ).

При выбытии объектов налогообложения плательщик "игорного" налога обязан подать заявление о регистрации уменьшения количества объектов налогообложения (п. 3 ст. 366 НК РФ). На этом основании налоговые инспекторы считают, что при исчислении налога необходимо учитывать зарегистрированное количество игровых автоматов. А значит, для того, чтобы исключить из налоговой базы неисправные автоматы, в том числе временно не работающие из-за отсутствия плат, необходимо подать заявление в налоговый орган о регистрации изменения количества игровых автоматов.

Однако такая позиция противоречит положениям гл. 29 "Налог на игорный бизнес" НК РФ. Ведь требование о регистрации относится только к тем автоматам, которые признаются объектами налогообложения (п. 3 ст. 366 НК РФ), а игровые автоматы без плат невозможно использовать для проведения азартных игр, следовательно, они не отвечают признакам объекта налогообложения (ст. 364 НК РФ).

Таким образом, игровые автоматы, в которых отсутствуют платы, не учитываются при исчислении налога на игорный бизнес даже без регистрации изменения количества объектов налогообложения.

К такому же выводу пришел и суд, рассматривая подобное дело (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.09.2009 N А82-13486/2008-20).

Аналогичное решение было принято и ФАС Уральского округа в Постановлении от 01.11.2007 N Ф09-8861/07-С3. Так, судом со ссылкой на разъяснения Президиума ВАС РФ, содержащиеся в Информационном письме от 16.01.2007 N 116, указано, что исходя из смысла определения игрового автомата, содержащегося в ст. 364 НК РФ, под установкой игрового автомата следует понимать размещение подготовленного к использованию для проведения азартных игр специального оборудования (автомата) в игорном заведении на территории, доступной для участников азартной игры. Судом было установлено, что индивидуальным предпринимателем на территории, доступной для участников азартной игры, был размещен спорный игровой автомат, не подготовленный к использованию для проведения азартных игр ввиду технической неисправности. При этом налогоплательщиком было представлено в налоговый орган заявление о снятии с налогового учета данного игрового автомата. При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что вышеназванный автомат правомерно не учтен налогоплательщиком при исчислении налога на игорный бизнес.

Ю. А.Карпова

Издательство "Главная книга"

26.01.2010