В государственном органе руководство не может (не хочет) проводить квалификационные экзамены на присвоение классных чинов. Последний раз чины присваивались 5 лет назад, а по закону эта процедура должна проводиться не реже чем 1 раз в 3 года. Как можно воздействовать на работодателя в таком случае, если поступившие на службу в этот период увольняются без чина, а получившие классный чин ранее уже 5 лет не имеют возможности повысить его?

Ответ: Согласно п. 5 ст. 12 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" прохождение государственной службы включает в себя назначение на должность, присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания, аттестацию или квалификационный экзамен, а также другие обстоятельства (события) в соответствии с данным Федеральным законом, федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как определено ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", государственным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы без ограничения срока полномочий, по результатам квалификационного экзамена присваиваются классные чины.

В соответствии с ч. 2 ст. 49 Федерального закона N 79-ФЗ квалификационный экзамен проводится при решении вопроса о присвоении классного чина государственной гражданской службы государственному гражданскому служащему по замещаемой должности государственной гражданской службы по мере необходимости, но не чаще 1 раза в год и не реже 1 раза в 3 года. Правила проведения квалификационных экзаменов и присвоения классных чинов определены в Положении о порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня), утвержденном Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 111, и в Положении о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим, утвержденном Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 113.

Классный чин государственной службы является показателем не только профессионального уровня государственного служащего, но и его карьерного роста, отображает оценку уровня квалификации, развития и профессиональной пригодности для выполнения соответствующих государственных функций. Он также является критерием для определения размера оплаты труда гражданского служащего.

Согласно ч. 2 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (оклада за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. Размеры окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих установлены Указом Президента РФ от 25.07.2006 N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих"; размеры окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

В числе прав государственного гражданского служащего, провозглашенных в ст. 14 Федерального закона N 79-ФЗ, названы, в частности, следующие права:

- на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;

- на должностной рост на конкурсной основе.

Нарушение руководством государственного органа установленного Федеральным законом N 79-ФЗ порядка проведения квалификационных экзаменов и присвоения государственным служащим классных чинов фактически ведет к нарушению указанных прав государственных гражданских служащих.

Согласно ст. 68 Федерального закона N 79-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, привлекаются к ответственности в порядке, установленном данным Федеральным законом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 67 Федерального закона N 79-ФЗ государственный надзор и вневедомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации осуществляют специально уполномоченные государственные органы, определяемые федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом государственный надзор за точным и единообразным соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом. В свою очередь, внутриведомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации в подведомственных государственных органах осуществляют федеральные государственные органы и государственные органы субъектов Российской Федерации.

До настоящего времени специальный федеральный орган по управлению государственной гражданской службой не создан.

Полномочиями в области выработки государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда) в соответствии с п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 321, наделено Минздравсоцразвития России.

Ряд направлений государственного управления в сфере государственной гражданской службы закреплен за Управлением Президента РФ по вопросам государственной службы. Согласно Положению об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров, утвержденному Указом Президента РФ от 04.12.2009 N 1382, Управление принимает участие в пределах своей компетенции в проверках реализации федеральными органами исполнительной власти федеральных законов, указов, распоряжений и иных решений Президента РФ по вопросам государственной службы.

Функции по контролю и проверке исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента РФ, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, распоряжений и иных решений Президента РФ реализуются Контрольным управлением Президента РФ в соответствии с Положением о Контрольном управлении Президента Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 08.06.2004 N 729. Контрольное управление вправе в установленном порядке вносить предложения Президенту РФ, в Правительство РФ, руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о привлечении к дисциплинарной ответственности государственных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение федеральных законов, указов, распоряжений и иных решений Президента РФ, а также о временном отстранении государственных служащих, допустивших должностной проступок, от исполнения должностных обязанностей.

Несоблюдение руководством государственного органа законодательства о государственной гражданской службе, ведущее к нарушению прав государственного гражданского служащего, является серьезным проступком и основанием для применения в его отношении мер дисциплинарного воздействия.

С учетом изложенного государственный гражданский служащий (группа служащих), считающий, что его права в области государственной гражданской службы нарушены, может направить соответствующее обращение в вышеуказанные структуры.

Кроме того, государственный гражданский служащий, в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 79-ФЗ, может обжаловать нарушение своих прав и законных интересов на гражданской службе в суд.

Вместе с тем во избежание обострения отношений с административно-управленческим аппаратом государственно органа, по нашему мнению, целесообразно обратиться непосредственно к руководству органа с коллективным требованием служащих и для проведения соответствующих консультаций. В случае недостижения желаемого результата обращение может быть направлено в комиссию государственного органа по служебным спорам. Если и рассмотрение комиссией не даст необходимого эффекта, действенным представляется обращение в вышеуказанные административные органы. При этом, по нашему мнению, государственные гражданские служащие также не лишены права обратиться с соответствующим заявлением в Федеральную службу по труду и занятости.

Л. В.Щур-Труханович

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

26.01.2010