В рамках выездной налоговой проверки налоговым органом в адрес организации направлено требование о представлении документов. Однако в требовании четко не указаны названия запрашиваемых документов и период, к которому они относятся. Вправе ли организация не представлять документы по такому требованию? И не будет ли она оштрафована за непредставление документов?

Ответ: Согласно ст. 82 Налогового кодекса РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

В силу ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов. Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования.

Форма требования о представлении документов (информации) утверждена Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@. В требовании налогового органа, адресованном налогоплательщику, следует указать наименования, реквизиты, иные индивидуализирующие признаки документов, период, к которому они относятся. Однако точный перечень реквизитов, подлежащих указанию в требовании, не установлен. Но оно должно содержать достаточно определенные данные о документах, которые истребуются налоговым органом, а сами истребуемые документы должны иметь отношение к предмету налоговой проверки (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 N 15333/07). Если в требовании не указаны названия запрашиваемых документов, их номера и даты, их количество и период, к которому они относятся, то суды такие требования признают недействительными (Постановления ФАС Уральского округа от 07.04.2009 N Ф09-1781/09-С3, ФАС Поволжского округа от 11.04.2007 N А65-6389/2006). При этом и оштрафовать за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, если налогоплательщик не исполнил такое требование, также налоговый орган не вправе (п. 1 ст. 126 НК РФ, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 18.06.2007 N Ф04-3937/2007(35308-А27-26), ФАС Московского округа от 18.03.2009 N КА-А41/1834-09, ФАС Дальневосточного округа от 13.03.2008 N Ф03-А24/08-2/433).

Однако стоит отметить, что существует и другая позиция, согласно которой налоговый орган, запрашивая у налогоплательщика документы к проверке, может и не знать о том, какие именно документы имеются у налогоплательщика (с указанием их точных названий, номеров и дат), так как налоговый орган такой информацией не располагает.

Поэтому налоговому органу при выставлении налогоплательщику требования достаточно указать в требовании родовые признаки запрашиваемых документов: договоры, счета-фактуры, платежные поручения, банковские выписки, регистры бухгалтерского учета (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2007 N 09АП-18482/2006-АК). А следовательно, при неисполнении такого требования налоговый орган вправе оштрафовать налогоплательщика по ст. 126 НК РФ.

Решить, представлять или не представлять истребуемые налоговым органом документы, если в требовании четко не указаны названия запрашиваемых документов и период, к которому они относятся, должен сам налогоплательщик. Однако помните, что если в требовании есть неточности, то проще уточнить эти данные у налогового органа, чем отстаивать свою правоту в суде.

А. Н.Краснопеева

Издательство "Главная книга"

25.01.2010