О надзоре за исполнением градостроительного и земельного законодательства РФ органами государственной власти субъектов РФ

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 22 января 2010 г. N Д23-169

В соответствии с письмом Департамент недвижимости Минэкономразвития России направляет свою позицию по изложенному в обращении вопросу о фактах нарушения градостроительного и земельного законодательства Российской Федерации органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Департамент недвижимости Минэкономразвития России сообщает, что в соответствии с указанным письмом Минрегион России является ответственным за исполнение обращения. Позиция Департамента недвижимости представлена в Минрегион России Письмом Минэкономразвития России от 22.01.2010 N Д23-157.

Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, вопросы по проверке законности действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации не относятся к компетенции Минэкономразвития России.

Надзор за исполнением законов, в том числе органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, согласно Федеральному закону от 17.01.1992 N 2202-1 "О Прокуратуре Российской Федерации", осуществляет Прокуратура Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется судом в установленном порядке.

Вместе с тем обращаем внимание, что в соответствии с п. 1.8 СНиП от 16.08.1989 N 78 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" планировочную структуру городских и сельских поселений следует формировать, обеспечивая компактное размещение и взаимосвязь функциональных зон; рациональное районирование территории в увязке с системой общественных центров, инженерно-транспортной инфраструктурой; эффективное использование территории в зависимости от ее градостроительной ценности; комплексный учет архитектурно-градостроительных традиций, природно-климатических, ландшафтных, национально-бытовых и других местных особенностей; охрану окружающей среды, памятников истории и культуры.

Этажность жилой застройки определяется на основе технико-экономических расчетов с учетом архитектурно-композиционных, социально-бытовых, гигиенических, демографических требований, особенностей социальной базы и уровня инженерного оборудования (п. 2.7 СНиП от 16.08.1989 N 78).

Въезды на территорию микрорайонов и кварталов, а также сквозные проезды в зданиях следует предусматривать на расстоянии не более 300 м один от другого, а в реконструируемых районах при периметральной застройке - не более 180 м. Примыкания проездов к проезжим частям магистральных улиц регулируемого движения допускаются на расстояниях не менее 50 м от стоп-линии перекрестков. При этом до остановки общественного транспорта должно быть не менее 20 м (п. 2.9 СНиП от 16.08.1989 N 78).

Для подъезда к группам жилых зданий, крупным учреждениям и предприятиям обслуживания, торговым центрам следует предусматривать основные проезды, а к отдельно стоящим зданиям - второстепенные проезды, размеры которых следует принимать в соответствии с вышеуказанным СНиПом.

В соответствии со ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) устойчивое развитие территорий, выделение элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установление границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, обеспечиваются при подготовке документации по планировке территории. Подготовка данной документации осуществляется в отношении как застроенных, так и подлежащих застройке территорий.

Подготовка и утверждение документации по планировке территории осуществляются в порядке, предусмотренном ст. 45 Градостроительного кодекса. Особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления, установлены в ст. 46 Градостроительного кодекса и в нормативных правовых актах органов местного самоуправления.

В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся публичные слушания с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов (ч. 7 ст. 46 Градостроительного кодекса).

При проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения (ч. 8 ст. 46 Градостроительного кодекса). Участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний (ч. 9 ст. 46 Градостроительного кодекса).

Согласно ч. 17 ст. 45 Градостроительного кодекса органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории.

Заместитель директора

Департамента недвижимости

М. В.БОЧАРОВ

22.01.2010