Претензионное производство: понятие, сущность, значение

(Ракитина Л. Н., Маркин А. В.) ("Юрист", N 5, 2004) Текст документа

ПРЕТЕНЗИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ

Л. Н. РАКИТИНА, А. В. МАРКИН

Ракитина Л. Н., доцент кафедры гражданского права и процесса Института права и госслужбы Ульяновского государственного университета, кандидат юридических наук.

Маркин А. В., ст. преподаватель кафедры гражданского права и процесса Института права и госслужбы Ульяновского государственного университета, кандидат юридических наук.

В юридической литературе к альтернативным формам разрешения правовых споров относят претензионный порядок урегулирования конфликтов <*>, или претензионное производство. -------------------------------- <*> А. И. Зайцев, Н. В. Кузнецов, Т. А. Савельева. Негосударственные процедуры урегулирования правовых споров. Саратов, 2000. С. 17.

Действующее российское законодательство не содержит определения терминов "претензия", "претензионный порядок", или "претензионное производство". Кроме того, законодатель нередко использует также словосочетание "досудебный порядок урегулирования спора", не разъясняя его смысл. Каково же соотношение этих понятий? Обратимся прежде всего к претензионному производству. Полагаем, что ключевым в данном случае является слово "претензия" (от лат. praetensio - претензия, требование), означающее требование кредитора к должнику об уплате долга, о возмещении убытков, уплате штрафа, устранении недостатков выполненной работы <*>. Правда, следует сказать, что в юридической литературе встречаются и другие определения понятия "претензия". Например, авторы комментария к Кодексу торгового мореплавания РФ (далее - КТМ) под редакцией Г. Г. Иванова, комментируя ст. 403 КТМ, считают, что термин "претензия", упоминаемый в § 1 главы XXV КТМ, означает требование об уплате определенной денежной суммы, обращенное к лицу, которое квалифицируется заявителем претензии в качестве должника <**>. Представляется, что данный подход является не совсем верным, поскольку требование, содержащееся в претензии, не всегда носит денежный характер, соответственно и предлагаемый в претензии вариант урегулирования спора не всегда может быть сопряжен с требованием уплаты каких-либо денежных сумм. -------------------------------- <*> Тихомирова Л. В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия / Под ред. М. Ю. Тихомирова. М., 1998. С. 357. <**> Комментарий к Кодексу торгового мореплавания РФ / Под ред. Г. Г. Иванова. М.: Издательство "Спарк", 2000.

Словосочетание "досудебный порядок урегулирования спора" указывает лишь на период разрешения правового конфликта - до суда и представляется более широким по своему содержанию, нежели "претензионное производство". Вместе с тем совершенно бесспорно, что предъявление и рассмотрение претензии представляют собой особый порядок разрешения спора между сторонами, предшествующий его направлению на рассмотрение специального компетентного государственного юрисдикционного органа, каким является суд. В этом смысле, конечно, претензионное производство является разновидностью досудебного порядка урегулирования споров. Не случайно законодатель в ст. 125 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК) говорит "о претензионном или ином досудебном порядке" <*>, фактически принимая их равнозначность. Из используемой законодателем в ст. 125 АПК терминологии следует, что наряду с претензионным производством возможны и иные способы досудебного урегулирования правовых конфликтов. К ним относятся, в частности, обращение к вышестоящему должностному лицу или органу, если такой нередко называемый "административным" порядок урегулирования спора допускается законом; направление налогоплательщику требования об уплате налога до обращения с соответствующим иском в суд и др. Следует признать существование досудебного порядка урегулирования споров и применительно к спорам, разрешаемым в судах общей юрисдикции. К нему относятся: рассмотрение индивидуальных трудовых споров в комиссиях по трудовым спорам (ст. 385 Трудового кодекса РФ); рассмотрение споров о праве на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников в случае отказа родителей (одного из них) в возможности такого общения органами опеки и попечительства в силу ст. 67 Семейного кодекса РФ и др. Поэтому совершенно правильно в ст. 135 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК) речь идет о порядке, который именуется как "досудебный порядок урегулирования спора" <**>, но который, как это следует из части третьей статьи 30 ГПК (предусматривающей исключительную подсудность для дел по искам к перевозчикам, вытекающим из договоров перевозки, суду по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия), включает в себя и претензионное производство. -------------------------------- <*> Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации // Российская газета. 2002. 27 июля. <**> Российская газета, 20 ноября 2002 г.

Таким образом, по логике законодателя, понятие "досудебный порядок урегулирования спора" является более широким, включающим в себя самые разнообразные формы досудебного разрешения возникшего правового конфликта. Указание на "досудебность" означает всего лишь их предшествование по времени судебному порядку урегулирования спора. Вместе с тем следует признать, что на сегодняшний день в действующем законодательстве нет четкости в разграничении претензионного порядка и иных видов досудебного урегулирования споров, вследствие чего и возможны ошибки как исследователей, так и правоприменителей, что особенно опасно, поскольку такие ошибки чреваты нарушением прав граждан и юридических лиц на скорую судебную защиту. Важнейшим признаком, характеризующим претензионное производство, как, впрочем, и любой другой досудебный порядок урегулирования споров, помимо указания на время его осуществления (досудебный период развития правового конфликта), является его установление федеральным законом или соглашением сторон. На это особое внимание обращает и АПК (ст. 135), и ГПК (ст. 125). При этом законодатель не уточняет область общественных отношений, регулируемых таким законом, подчеркивая лишь, что он по своему статусу и юридической силе должен быть федеральным. Многие ученые вполне обоснованно полагают, что претензионный порядок урегулирования споров может применяться только в гражданско-правовой сфере и является средством защиты гражданских прав. Сам претензионный порядок урегулирования споров определяется ими как урегулирование спорных вопросов между кредитором и должником до передачи спора в суд, арбитражный суд или другой компетентный орган <*>. -------------------------------- <*> Толпакова Н. Н., Кандыбка А. И., Матросов Л. С. Третейский суд в аграрной сфере. Ростов н/Д: Экспертное бюро, 2003. С. 15; Зайцев А. И., Кузнецов Н. В., Савельева Т. А. Негосударственные процедуры урегулирования правовых споров. Саратов, 2000. С. 17 и др.

Гражданское законодательство действительно дает достаточно оснований для таких утверждений. Учитывая отмену ранее существовавшего Положения о претензионном порядке урегулирования споров от 24.06.1992 <*>, можно предположить, что законодатель счел недопустимым в дальнейшем осуществлять диктат в сфере гражданских правоотношений, где, как это следует из гражданского законодательства, должен господствовать принцип свободы договора, оставив решение вопроса о допустимости претензионного порядка при возникновении правового конфликта на усмотрение самих спорящих сторон, за исключением случаев, специально предусмотренных законом, когда претензионный порядок является обязательным. -------------------------------- <*> Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. N 30. Ст. 1791.

Например, обязательным условием изменения или расторжения договора по решению суда является соблюдение специальной досудебной процедуры урегулирования спора непосредственно между сторонами по договору. Сущность процедуры досудебного урегулирования изложена в п. 2 ст. 452 ГК. По смыслу указанной нормы заинтересованная сторона до обращения в суд должна направить другой стороне предложение изменить или расторгнуть договор. Иск может быть заявлен в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в 30-дневный срок, если иной срок не предусмотрен законом, договором или не содержался в предложении изменить или расторгнуть договор. Именно таким образом законодатель определил досудебный порядок решения вопроса об изменении и расторжении договора, который, в сущности, является претензионным производством, хотя такая терминология и не употребляется в данном случае. О претензионном порядке говорится в ст. 797 ГК, где прямо предусматривается обязательность предъявления претензии перевозчику грузов до предъявления к нему соответствующего иска. Упоминает о претензиях кредиторов наследодателя статья 63 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 <*>, где говорится о том, что нотариус по месту открытия наследства в соответствии с законодательством РФ принимает претензии от кредиторов наследодателя, хотя сам законодатель в ст. 1175 ГК предпочитает термин "требования" кредиторов, придавая ему более широкий смысл, поскольку под такого рода требования подпадают и требования, обращенные к суду, т. е. иски кредиторов. -------------------------------- <*> Российская газета. 1993. 13 марта.

Сохранен претензионный порядок также в отношениях с органами связи согласно ст. 37 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ "О почтовой связи" (действует в редакции от 07.07.2003) <*>, ст. ст. 55 - 56 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" <**>. -------------------------------- <*> Российская газета. 1999. 22 июля. <**> Российская газета. 2003. 10 июля.

Обязательный порядок предъявления претензии закон предусмотрел для требований к перевозчику по договору морской перевозки груза в каботаже (ст. ст. 403, 405 - 407 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ в ред. от 30.06.2003) <*>. -------------------------------- <*> Российская газета. 1999. 1 - 5 мая.

Обязательное предъявление претензий к перевозчику до обращения в суд предписывается ст. ст. 120 - 126 Устава железнодорожного транспорта РФ, являющегося Федеральным законом от 10 января 2003 года N 18-ФЗ, действующим в редакции от 07.07.2003 <*>. -------------------------------- <*> Российская газета. 2003. 18 января.

Императивный порядок предъявления претензий перевозчику при внутренних и международных воздушных перевозках установлен ст. 125 - 128 Воздушного кодекса РФ, являющегося Федеральным законом N 60-ФЗ от 19 марта 1997 года, действующим в редакции от 8 июля 1999 года <*>. -------------------------------- <*> Российская газета. 1997. 26 марта.

Установлен претензионный порядок как обязательный для предъявления претензий к экспедитору статьей 12 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" <*>. -------------------------------- <*> Российская газета. 2003. 3 июля.

Федеральный закон "Об основах туристской деятельности" от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ в редакции от 10.01.2003 в ст. 10 устанавливает обязанность туриста обратиться с письменной претензией к туристической фирме не позднее 20 дней с момента окончания туристической поездки. -------------------------------- <*> Российская газета. 1996. 3 декабря.

Таким образом, как свидетельствует гражданское законодательство, претензионный порядок широко используется в гражданских правоотношениях, относящихся к сфере частного права. В соответствии с установленными в названных выше Законах правилами о претензионном производстве кредитор обязан предъявить к должнику претензию (требование) об исполнении лежащей на нем обязанности, а должник - дать на нее ответ в установленный срок. При полном или частичном отказе должника или неполучении в установленный срок от него ответа кредитор вправе предъявить к должнику соответствующий иск. В юридической литературе высказывается мнение о том, что в российском законодательстве прослеживается тенденция на исключение норм о необходимости досудебного урегулирования споров <*>. С этим вряд ли можно согласиться, поскольку анализ норм, содержащихся в ГК, и принятых на его основе Федеральных законов, краткий перечень которых приведен выше, а также иных федеральных законов, регулирующих отношения в области публичного права, свидетельствует как раз об обратном - об устойчивости позиции законодателя на сохранение обязательности досудебного порядка урегулирования споров в определенных сферах общественной жизни, причем эта устойчивость сохраняется даже при обновлении законодательства и принятии новых вместо прекративших свое действие прежних законов. -------------------------------- <*> Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации: (Постатейный, научно-практический) / Под ред. М. А. Викут. М.: ТОН-ДЭКСТРО, 2003. С. 275 (автор главы - Грось Л. А.).

Своим соглашением стороны могут определить условия и порядок предъявления претензий. Как правило, запись о необходимости соблюдения претензионного порядка делается в одном из пунктов договора. Соблюдение до предъявления иска в суде претензионного порядка в таких случаях является обязательным. Вместе с тем следует отметить, что, даже если соглашением сторон претензионный порядок не установлен для них как обязательный, претензионная процедура все равно может быть ими выдержана при наличии на то доброй воли сторон. На деле это означает, что сторона, считающая себя потерпевшей в результате ненадлежащего исполнения либо неисполнения обязательств другой стороной, вправе в любом случае предъявить этой стороне свою претензию. Соответственно вторая сторона вправе рассмотреть ее и дать свой ответ. Однако несоблюдение этого порядка не влечет никаких негативных последствий для сторон и не препятствует их обращению в суд, поскольку речь идет об обычной в хозяйственной практике деловой переписке. Важно лишь одно: чтобы такая переписка свидетельствовала о возникшем правовом конфликте и намерении сторон его урегулировать, не прибегая к официальным судебным процедурам. При этом следует учитывать, что соблюдение претензионного порядка требует определенного времени, это не может не сказываться на положении дел у спорящих сторон, поэтому стороны, устанавливая претензионный порядок и его сроки в договорах и соглашениях, должны учитывать это обстоятельство. Что же следует понимать под "претензионным порядком", или "претензионным производством"? Исходя из основных названных в законодательных актах черт, характеризующих данный способ (форму) урегулирования правового конфликта, претензионный порядок, или претензионное производство, можно определить как установленную федеральным законом или соглашением сторон разновидность предварительного внесудебного (чаще - досудебного) порядка (процедуры) урегулирования спора, возникшего из частноправовых отношений, по завершении урегулирования которого у стороны, направившей претензию и не получившей на нее ответа либо получившей не удовлетворяющий ее ответ, возникает право на обращение в суд с соответствующим иском. Претензионное производство как досудебный способ урегулирования правовых конфликтов, как форма альтернативной юрисдикции имеет большое значение. Во-первых, оно увеличивает возможности спорящих сторон самостоятельно урегулировать возникший между ними спор, не доводя его до суда. Во-вторых, оно порождено стремлением законодателя (в случаях, когда такой порядок предусмотрен соответствующим федеральным законом) освободить суды от таких гражданских дел, в которых отсутствует необходимость государственного правоприменения. В-третьих, будучи установленным самими спорящими сторонами, претензионный порядок, несомненно, дисциплинирует стороны в соблюдении договорной дисциплины, ориентирует их на ответственный подход к исполнению обязательств перед контрагентами. Наконец, в-четвертых, использование претензионного порядка практически ничего не стоит сторонам в буквальном смысле слова, экономит их денежные средства. Все эти факторы обусловили высокую степень "популярности" претензионного производства как формы досудебного урегулирования споров, все чаще избираемой сторонами.

------------------------------------------------------------------

Название документа