Специализированное медицинское учреждение, оказывающее услуги по искусственному прерыванию беременности, разместило на крыше здания, в котором оно арендует офис, в феврале 2010 г. по договору с собственником здания рекламную конструкцию, с помощью которой рекламируются указанные услуги. Вправе ли данное учреждение учитывать расходы, связанные с размещением указанной рекламы, при исчислении налога на прибыль? Может ли суд признать указанный договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции недействительным?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Учитывая данную норму, в целях налогообложения прибыли не учитываются расходы, понесенные в противоречии с нормами законодательства.

Согласно пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 данной статьи.

На основании п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях гл. 25 НК РФ относятся, в частности, расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рекламодателем признается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно ч. 1 ст. 19 Закона N 38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Частью 5 ст. 19 Закона N 38-ФЗ предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами Закона N 38-ФЗ и гражданского законодательства.

В соответствии с ч. 11 ст. 24 Закона N 38-ФЗ (в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 17.12.2009 N 320-ФЗ "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О рекламе" (далее - Закон N 320-ФЗ)) реклама медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности должна содержать предупреждение о возможности наступления вредных последствий для здоровья женщины.

Положения Закона N 38-ФЗ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 320-ФЗ) не содержат положений, устанавливающих, где не должна размещаться реклама медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности (по аналогии с соответствующими ограничениями, установленными ч. 2 ст. 21, ч. 2 ст. 22 и ч. 2 ст. 23 Закона N 38-ФЗ в отношении рекламы алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров).

Законом N 320-ФЗ внесены изменения в ч. 11 ст. 24 Закона N 38-ФЗ, в соответствии с которыми реклама медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности должна содержать предупреждение о возможности наступления вредных последствий для здоровья женщины и не должна размещаться:

1) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио - и видеопродукции;

2) на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;

3) в теле - и радиопрограммах, при кино - и видеообслуживании;

4) на всех видах транспортных средств общего пользования и на объектах транспортной инфраструктуры (вокзалах, аэропортах, станциях метрополитена и других подобных объектах);

5) с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;

6) в детских, образовательных, санаторно-курортных, оздоровительных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях, в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.

Согласно ст. 2 Закона N 320-ФЗ данный Закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования (опубликован в "Российской газете" 22.12.2009), следовательно, действует с 22.01.2010.

Исходя из изложенного размещение на крыше здания в феврале 2010 г. рекламной конструкции с рекламой медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности, с помощью которой рекламируются указанные услуги, неправомерно.

Расходы, связанные с размещением рекламной конструкции, в таком случае не отвечают критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ (так как размещение рекламы в указанной ситуации противоречит требованиям законодательства).

Таким образом, специализированное медицинское учреждение - налогоплательщик в указанной ситуации не вправе учитывать расходы, связанные с размещением указанной рекламы, в целях налогообложения прибыли.

В соответствии с п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса РФ сделка недействительна по основаниям, установленным ГК РФ, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано: учитывая, что ГК РФ не исключает возможность предъявления исков о признании ничтожной сделки недействительной, споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица.

Исходя из изложенного договор, заключенный в феврале 2010 г. между организацией - собственником здания и специализированным медицинским учреждением, оказывающим медицинские услуги по искусственному прерыванию беременности, на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, размещаемой на крыше здания, с рекламой оказываемых учреждением услуг, противоречит требованиям законодательства и является ничтожным.

Таким образом, указанный договор является ничтожным независимо от признания его таковым судом. Одновременно суд может признать данный договор недействительным по заявлению любого заинтересованного лица.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

21.01.2010