Организация приобрела муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальным предприятием (учреждением) и составляющее муниципальную казну городского поселения. Подлежат ли вычету суммы НДС по данному имуществу?
Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (абз. 2 п. 3 данной статьи).
При реализации (передаче) на территории РФ муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база по НДС определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом НДС. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС. Об этом говорится в абз. 2 п. 3 ст. 161 Налогового кодекса РФ.
Согласно абз. 1 и 2 п. 3 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные в соответствии со ст. 173 НК РФ покупателями - налоговыми агентами. Право на указанные налоговые вычеты имеют покупатели - налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика в соответствии с гл. 21 НК РФ.
Положения данного пункта применяются при условии, что товары (работы, услуги), имущественные права были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для целей, указанных в п. 2 ст. 171 НК РФ, и при их приобретении он уплатил НДС в соответствии с гл. 21 НК РФ (абз. 3 п. 3 ст. 171 НК РФ).
Таким образом, организация, являющаяся приобретателем муниципального имущества, не закрепленного за муниципальным предприятием (учреждением) и составляющего муниципальную казну городского поселения, признается налоговым агентом, на которого возлагаются обязанности по исчислению, удержанию из выплачиваемых доходов и уплате в бюджет соответствующей суммы НДС.
Указанные суммы исчисляются по ставке 10/110% или 18/118% исходя из дохода от реализации такого имущества с учетом НДС (абз. 2 п. 3 ст. 161 и п. 4 ст. 164 НК РФ).
Из положений п. п. 2 и 3 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ следует, что суммы НДС, удержанные налоговыми агентами при приобретении имущества, принимаются к вычету при выполнении следующих условий:
- наличие счетов-фактур, составленных налоговым агентом;
- принятие налоговым агентом приобретенного имущества на учет и наличие соответствующих первичных документов;
- наличие документов, подтверждающих уплату сумм НДС в бюджет;
- приобретенное имущество используется для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ.
Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 (далее - Правила).
Согласно Правилам налоговые агенты, указанные в п. п. 2 и 3 ст. 161 НК РФ, регистрируют счета-фактуры, составленные при приобретении товаров (работ, услуг), в книге продаж, а в целях определения суммы НДС, предъявляемой к вычету в порядке, установленном п. 3 ст. 171 НК РФ, также и в книге покупок. Это следует из положений абз. 4 п. 13 разд. II и абз. 8 п. 16 разд. III Правил.
Е. Н.Юрова
Референт государственной
гражданской службы РФ
1 класса
21.01.2010