Организация заключила с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, договор подряда. Договором предусматривается выплата подрядчику вознаграждения за выполненные ремонтные работы, а также компенсация его издержек на приобретение запасных частей. Подлежат ли в 2010 г. такие выплаты обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды РФ?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 702 Гражданского кодекса РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В договоре подряда указывается цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. При отсутствии в договоре таких указаний цена определяется в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК РФ. Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение (п. п. 1 и 2 ст. 709 ГК РФ).

Исчисление и уплата страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), который вступил в силу с 1 января 2010 г.

Обязанность организации, производящей выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, уплачивать страховые взносы установлена пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ.

В силу ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ, признаются, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ).

Подпунктом "ж" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ, все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера.

Таким образом, выплаты вознаграждения, начисляемые работодателем (заказчиком) в пользу физического лица (подрядчика) по договору подряда, признаются объектом обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды РФ на основании ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ.

Указанные выплаты подлежат обложению страховыми взносами в 2010 г. исходя из сумм таких выплат и тарифа страховых взносов в размере, предусмотренном ч. 1 ст. 57 Закона N 212-ФЗ. Основание - ч. 1 ст. 7 и ч. 3 ст. 15 Закона N 212-ФЗ. Страховые взносы начисляются до тех пор, пока суммы выплат, исчисленные нарастающим итогом с начала расчетного периода, не превысят 415 000 руб. С сумм выплат и иных вознаграждений, превышающих 415 000 руб., страховые взносы не взимаются. При этом регрессивная шкала начисления страховых взносов не применяется. Предельная величина базы для начисления страховых взносов с 1 января 2011 г. подлежит индексации с учетом роста средней заработной платы в РФ, размер которой определяется Правительством РФ. Это следует из ч. 4 и 5 ст. 8 и ч. 2 ст. 62 Закона N 212-ФЗ.

Вознаграждения по гражданско-правовым договорам не включаются в базу для начисления страховых взносов в части сумм взносов, подлежащих уплате в Фонд социального страхования РФ (п. 2 ч. 3 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).

Суммы компенсаций издержек подрядчика на приобретение запасных частей от обложения страховыми взносами освобождаются как выплаты, имеющие компенсационный характер, на основании пп. "ж" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ.

До 1 января 2010 г. вместо страховых взносов в государственные внебюджетные фонды уплачивался ЕСН в соответствии с гл. 24 Налогового кодекса РФ, которая с 1 января 2010 г. утратила силу. При этом выплаты в виде вознаграждения, начисляемые в пользу подрядчика по договору подряда, также признавались объектом налогообложения по ЕСН (п. 1 ст. 236 НК РФ), а выплаты в части компенсации расходов подрядчика, связанных с его исполнением, освобождались от обложения ЕСН (пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ).

В Информационном письме Президиума ВАС РФ от 14.03.2006 N 106 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с взысканием единого социального налога" (п. 1), в частности, разъяснялось, что выплаты в возмещение издержек, понесенных исполнителем при исполнении договора возмездного оказания услуг (подрядчиком при исполнении договора подряда), не подлежат обложению ЕСН, если эти издержки фактически понесены исполнителем (подрядчиком). По смыслу п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения по ЕСН являются выплаты, произведенные в пользу физических лиц в оплату выполненных работ (оказанных услуг). Вместе с тем компенсация издержек лиц, возмездно оказывающих услуги, направлена на погашение расходов, произведенных исполнителями в интересах заказчика услуг, и, следовательно, не может рассматриваться в качестве оплаты самих услуг. В части издержек из объекта налогообложения по ЕСН не могут исключаться выплаты, произведенные в пользу физических лиц и направленные на компенсацию их общих издержек, не связанных непосредственно с выполненными работами (оказанными услугами). Поэтому если договорами между организацией и физическими лицами - исполнителями по договорам возмездного оказания услуг была предусмотрена компенсация расходов, фактически произведенных последними и непосредственно связанных с оказанными услугами и указанные суммы расходов подтверждены представленными документами, то при таких обстоятельствах выплаты, направленные на компенсацию издержек, не являются объектом налогообложения по ЕСН и не должны включаться в налоговую базу.

Следует также учитывать, что контроль за правильностью исчисления и уплаты ЕСН налоговыми органами будет осуществляться еще в течение трех лет после отмены налога (ст. 113 НК РФ).

Е. Н.Юрова

Референт государственной

гражданской службы РФ

1 класса

21.01.2010