Организация, являющаяся принимающей стороной, пригласила для временной работы у себя иностранного гражданина (гражданина Украины). Иностранный гражданин прибыл на территорию РФ в порядке, не требующем получения визы, и был поставлен на миграционный учет по месту пребывания. После окончания работы иностранный гражданин просит организацию выдать ему оригинал отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания для выезда за пределы РФ. Должна ли организация выдать ему оригинал данного документа? Может ли организация оставить у себя только копию?

Ответ: Согласно п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ) стороной, принимающей иностранного гражданина в РФ, может являться юридическое лицо, в котором иностранный гражданин работает.

Частью 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ предусмотрено, что уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной. Частью 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ также определены сроки представления указанного уведомления.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (до принятия Правительством РФ Постановления от 10.11.2009 N 913 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. N 9") была утверждена форма уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (далее - Уведомление).

При этом согласно ч. 2 ст. 23 Закона N 109-ФЗ снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется органом миграционного учета после получения в установленном порядке от принимающей стороны отрывной части бланка Уведомления с указанием в этой части бланка даты убытия данного иностранного гражданина из места пребывания. Отрывная часть бланка Уведомления должна быть направлена принимающей стороной в соответствующий орган миграционного учета не позднее чем через два дня со дня убытия данного иностранного гражданина из места пребывания.

Таким образом, на организацию, являющуюся принимающей стороной для иностранного гражданина, ч. 2 ст. 23 Закона N 109-ФЗ возложена обязанность по представлению (направлению) в орган миграционного учета отрывной части Уведомления с указанием даты убытия иностранного гражданина.

Пунктом 39 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 15.01.2007 N 9, установлен порядок и сроки представления (направления) отрывной части бланка Уведомления в орган миграционного учета.

Следует отметить, что законодательством РФ для принимающей стороны не предусмотрена возможность представлять (направлять) в орган миграционного учета копию отрывной части Уведомления. Законодательством однозначно установлено, что представляться (направляться) должна непосредственно отрывная часть самого Уведомления.

В связи с этим если организация выдаст иностранному гражданину оригинал отрывной части Уведомления, а у себя оставит только копию, то организация не сможет исполнить свою обязанность, предусмотренную ч. 2 ст. 23 Закона N 109-ФЗ для принимающей стороны.

Следует учитывать, что пп. "б" п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ установлены случаи, когда принимающая сторона должна передавать отрывную часть бланка Уведомления именно иностранному гражданину. При этом просьба иностранного гражданина о выдаче ему оригинала отрывной части бланка Уведомления к данным случаям не относится.

Организациям следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 4 ст. 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В связи с этим выдача иностранному гражданину оригинала отрывной части бланка Уведомления может повлечь для организаций взыскание штрафа в указанных размерах.

При этом судебная практика в подобных случаях складывается не в пользу организаций (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 09.10.2009 N КА-А40/10474-09, от 06.10.2009 N КА-А40/10317-09, от 29.09.2009 N КА-А40/10366-09).

Также следует учитывать: названными судами было отмечено, что нормы действующего законодательства РФ, в том числе Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", не содержат требований о предъявлении при выезде иностранного гражданина за пределы РФ исключительно отрывной части бланка Уведомления и не предусматривают в качестве ограничения в выезде иностранного гражданина отсутствие у него отрывной части бланка Уведомления.

С учетом изложенного иностранным гражданам при выезде с территории РФ не требуется наличие оригинала отрывной части бланка Уведомления, а у организаций не возникает обязанности выдавать оригинал отрывной части бланка Уведомления.

В дополнение возможно отметить, что в настоящее время форма уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания нормативными правовыми актами РФ не утверждена. Представляется, что до утверждения такой формы будет применяться форма, утвержденная п. 1 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 (до принятия Правительством РФ Постановления от 10.11.2009 N 913).

Д. И.Покшан

Пенсионный фонд РФ

20.01.2010