В 2004 г. по договору мены простых векселей ОАО получило в собственность простые беспроцентные векселя сторонней организации со сроком платежа по предъявлении, но не ранее установленной даты
По наступлении даты платежа, указанной в векселях, общество обратилось к векселедателю с заявлением о предъявлении ценных бумаг к платежу, однако ответа от эмитента не последовало. Принятыми мерами установить его местонахождение не представилось возможным, в связи с чем векселя были опротестованы в неплатеже в нотариальном порядке в связи с отсутствием должника в месте платежа.
В 2007 г. был выдан судебный приказ на взыскание задолженности по непогашенным векселям, на основании которого возбуждено исполнительное производство.
По результатам осуществления исполнительных действий был составлен акт о невозможности взыскания в связи с отсутствием по месту нахождения должника и его имущества, на которое может быть обращено взыскание.
В 2008 г. вынесено постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении исполнительного документа обществу. Таким образом, в связи с неоплатой полученных от сторонней организации векселей и невозможностью взыскания у общества образовалась просроченная дебиторская задолженность.
Вправе ли ОАО признать просроченную дебиторскую задолженность безнадежным долгом и учесть ее в составе внереализационных расходов на основании постановления судебного пристава-исполнителя в целях исчисления налога на прибыль?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 января 2010 г. N 03-03-06/1/10
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета задолженности по приобретенному векселю, в отношении которой судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства, для целей налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.
Налогообложение прибыли организаций при совершении операций с векселями, приобретенными у третьих лиц по договору мены, осуществляется в порядке, установленном ст. 280 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Расходы при реализации (или ином выбытии) ценных бумаг определяются исходя из цены приобретения ценной бумаги (включая расходы на ее приобретение), затрат на ее реализацию, размера скидок с расчетной стоимости инвестиционных паев, суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной налогоплательщиком продавцу ценной бумаги.
Пунктом 10 ст. 280 НК РФ установлено, что налогоплательщики, получившие убыток (убытки) от операций с ценными бумагами в предыдущем налоговом периоде или в предыдущие налоговые периоды, вправе уменьшить налоговую базу, полученную по операциям с ценными бумагами в отчетном (налоговом) периоде (перенести указанные убытки на будущее), в порядке и на условиях, которые установлены ст. 283 НК РФ.
Таким образом, налогоплательщик не вправе учесть убытки, связанные с приобретением ценных бумаг, в том числе в виде безнадежной задолженности по векселю, в составе внереализационных расходов на основании пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ.
В соответствии со ст. 280 НК РФ налоговая база по операциям с ценными бумагами определяется на дату реализации или иного выбытия ценных бумаг.
При этом в случае вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания задолженности по векселю реализации или иного выбытия векселя не происходит. В связи с этим основания для определения налоговой базы в порядке, предусмотренном ст. 280 Кодекса, в рассматриваемом случае также отсутствуют.
Учитывая изложенное, задолженность по приобретенному векселю, в отношении которой судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства, не учитывается в расходах для целей налогообложения прибыли организаций.
Расходы, связанные с приобретением векселя, могут быть учтены при определении налоговой базы по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке, в случае реализации, погашения или иного выбытия указанного векселя в порядке, установленном ст. 280 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В.РАЗГУЛИН
20.01.2010