Федеральным государственным бюджетным учреждением проводится открытый аукцион на выполнение работ для государственных нужд. Условия документации об аукционе, размещенной в установленном порядке, предусматривают необходимость указания участниками размещения заказа в заявке (в форме "Информация об участнике размещения заказа") своих КПП, ОГРН, ОКПО. Правомерно ли установление в документации об аукционе указанного требования?
Ответ: В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
В силу ч. 1 ст. 35 Закона N 94-ФЗ для участия в аукционе участник размещения заказа подает заявку на участие в аукционе в срок и по форме, которые установлены документацией об аукционе.
Исходя из пп. "а" п. 1 ч. 2 ст. 35 Закона N 94-ФЗ заявка на участие в аукционе должна содержать такие сведения и документы об участнике размещения заказа, подавшем такую заявку, как фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Закона N 94-ФЗ требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных ч. 2 данной статьи документов и сведений, не допускается. Требовать от участника размещения заказа представления оригиналов документов не допускается.
Следует отметить, что в гл. 3 Закона N 94-ФЗ не предусмотрена обязанность участников размещения заказа указывать в заявке на участие в аукционе свои КПП, ОГРН, ОКПО.
ФАС Центрального округа в Постановлении от 10.04.2009 N А08-2078/08-17 пришел к выводу, что требования государственного заказчика в конкурсной документации о представлении вместе с заявкой участником сведений о КПП, ОГРН, ОКПО не противоречат ч. 3 и 4 ст. 25 Закона N 94-ФЗ.
Однако ФАС Поволжского округа в Постановлениях от 28.05.2009 N А12-15624/2008 и от 28.05.2009 N А12-15623/2008 пришел к выводу, что в нарушение ч. 4 ст. 25 Закона N 94-ФЗ при проведении конкурса от участников размещения заказа были неправомерно запрошены сведения о КПП, ОГРН, ОКПО участника.
Несмотря на то что данные выводы судами сформированы применительно к проведению конкурса, они могут быть распространены и применительно к проведению аукциона. Аналогичной судебной практики, относящейся к размещению заказа путем проведения аукциона, в настоящее время нет. В силу схожести положений ст. ст. 25 и 35 Закона N 94-ФЗ указанные судами выводы применимы и в рассматриваемой ситуации.
Таким образом, неправомерность установления в документации об аукционе требования о необходимости указания участниками размещения заказа в заявке (в форме "Информация об участнике размещения заказа") своих КПП, ОГРН, ОКПО, а также то, каким образом это нарушает права и интересы организации по смыслу Закона N 94-ФЗ, организации, очевидно, при возникновении спора с заказчиком (например, по вопросу правомерности отказа организации в допуске к участию в аукционе по причине неуказания в заявке своих КПП, ОГРН, ОКПО) предстоит доказывать в суде.
Л. Л.Горшкова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
19.01.2010