Налоговый орган вместо установленных НК РФ 3 месяцев на камеральную проверку проверял декларацию по НДС 6 месяцев, ссылаясь на ожидание ответов из других налоговых органов по контрагентам. Является ли нарушение сроков проверки основанием для отмены решения налогового органа о привлечении к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ?

Ответ: Согласно п. 2 ст. 88 Налогового кодекса РФ камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). Однако на практике нарушение налоговым органом только этих сроков не позволяет налогоплательщику добиться признания недействительным решения, вынесенного по результатам проверки. Как правило, в таких случаях суды поддерживают налоговые органы, указывая, что сроки проведения проверок не являются пресекательными и их нарушение само по себе не нарушает какие-либо права налогоплательщика. Такая точка зрения, в частности, высказывалась в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 26.05.2008 N Ф04-3206/2008(5461-А27-15), ФАС Уральского округа от 24.03.2008 N Ф09-1772/08-С3 и Решении Арбитражного суда г. Москвы от 01.02.2008 N А40-62220/07-117-373. Та же позиция отражена в п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71.

В то же время в тех случаях, когда налоговый орган чрезмерно затягивал сроки проверки и помимо нарушения сроков имелись другие нарушения, в том числе процедурные, суды поддерживают налогоплательщика. Как пример можно привести Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.08.2008 N А19-1185/08-40-04АП-Ф02-1491/08. В этом деле налоговый орган не только растянул сроки камеральной проверки, проводя ее в течение более чем полутора лет. Он доначислил налог на прибыль исключительно на основании отчета о прибылях и убытках. Кроме того, посчитав, что сведения, содержащиеся в декларации, недостоверны, инспекторы не запросили объяснений у налогоплательщика в нарушение правовой позиции, изложенной в п. 2.2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 N 267-О. То есть в данном случае суд отменил решение налогового органа исходя из совокупности процедурных нарушений, совершенных налоговым органом при проведении проверки.

По нашему мнению, в данном случае, несмотря на трехмесячное нарушение срока проведения проверки при отсутствии других нарушений со стороны налогового органа, имеет смысл оспаривать решение, вынесенное по ее результатам только в том случае, если налогоплательщик сможет обосновать в суде, как именно увеличение срока проверки нарушает его права.

О. Г.Хмелевской

Издательство "Главная книга"

19.01.2010