При приеме на работу в организацию иностранный гражданин предъявил документ, предоставляющий ему вид на жительство в РФ с указанной в документе даты. Бухгалтерия организации исчисляла НДФЛ по ставке 13%, так как согласно представленному документу работник соответствовал статусу резидента. Однако налоговый орган указал на то, что указанную ставку для исчисления НДФЛ организация применила неправомерно, так как работник фактически не являлся налоговым резидентом и дата начала фактического непрерывного нахождения на территории РФ с датой, указанной в виде на жительство, не совпадают. Прав ли налоговый орган? Если прав, то несет ли организация в данной ситуации налоговую ответственность за неправильное исчисление, удержание и перечисление налога, допущенное вследствие того, что работником в подтверждение своего налогового статуса представлен ненадлежащий документ?

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 207 Налогового кодекса РФ налоговыми резидентами для целей НДФЛ признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

ФНС России отмечает, что НК РФ не содержит положений, обязывающих физических лиц - граждан РФ представлять налоговому агенту - российскому юридическому лицу официальное подтверждение того, что такие лица являются налоговыми резидентами Российской Федерации (Письмо ФНС России от 13.03.2008 N 04-1-01/0911), а для налоговых агентов - каких-либо правил подтверждения фактического времени нахождения налогоплательщика в Российской Федерации, и не предусматривает специального порядка определения налогового статуса физических лиц в зависимости от их гражданства. Налогоплательщик может представить налоговому агенту соответствующие документы, необходимые для удержания налога в соответствии с его налоговым статусом, самостоятельно либо по запросу налогового агента (Письмо ФНС России от 23.09.2008 N 3-5-03/529@).

При этом налоговый статус физического лица определяется только исходя из фактического времени его нахождения на территории Российской Федерации, которое должно быть документально подтверждено. А при определении налогового статуса работника в текущем налоговом периоде организации следует учитывать время его нахождения в Российской Федерации до заключения трудового договора (Письмо Минфина России от 27.11.2008 N 03-04-06-01/323).

Согласно позиции указанных органов документами, подтверждающими фактическое нахождение физических лиц на территории Российской Федерации, в частности, могут являться справки с места работы, выданные на основании сведений из табеля учета рабочего времени, копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, документы, оформленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на основании которых физическое лицо может рассматриваться в качестве налогового резидента Российской Федерации (см., например, Письма ФНС России от 16.05.2006 N 04-2-05/3, Минфина России от 05.02.2008 N 03-04-06-01/31).

Что касается вида на жительство, то Минфин России отмечает, что в соответствии с положениями п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" вид на жительство представляет собой документ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их право на свободный выезд и въезд в страну. То есть вид на жительство подтверждает право физического лица на проживание в Российской Федерации, а не является документом, подтверждающим фактическое время его нахождения на территории страны (см. также Письма Минфина России от 17.07.2009 N 03-04-06-01/176, от 26.10.2007 N 03-04-06-01/362).

При этом, по нашему мнению, необходимо рассматривать данный случай с позиции того, что организация не запросила надлежащий документ, подтверждающий статус резидента, а не с позиции, что работник представил ненадлежащий документ, так как именно организация в рассматриваемой ситуации является налоговым агентом и несет ответственность за правильность исчисления и перечисления НДФЛ, следовательно, обязана оценивать характер документов, представляемых в ее адрес для обеспечения указанной правильности.

Таким образом, по нашему мнению, в рассматриваемой ситуации налоговый орган прав. В отношении возможности привлечения организации к налоговой ответственности необходимо отметить, что, по нашему мнению, в рассматриваемой ситуации оснований для вывода об отсутствии вины организации в совершении налогового правонарушения (ст. 109 НК РФ) не имеется. В данной ситуации имеет место налоговое правонарушение, совершенное по неосторожности, так как организация не осознавала противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должна была и могла это осознавать (п. 3 ст. 110 НК РФ).

Следовательно, по нашему мнению, в рассматриваемой ситуации организация может быть привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов.

П. С.Долгополов

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

19.01.2010