Курс на гуманизацию тюремной системы
С. БОРСУЧЕНКО, Д. КОСИХИН, М. АНОСОВ
Светлана Борсученко, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии РПА МЮ РФ, г. Москва.
Дмитрий Косихин, газета "ЭЖ-Юрист".
Михаил Аносов, газета "ЭЖ-Юрист".
Общественный контроль является действенным инструментом повышения эффективности процесса исполнения (отбывания) наказания, способствует соблюдению законности в деятельности уголовно-исполнительной системы, восстановлению нарушенных прав осужденных.
Традиции благотворительности
В российском государстве есть традиции благотворительной деятельности по отношению к местам лишения свободы. Однако системность подобного рода мероприятия приобрели только в 1819 году в связи с созданием Попечительского о тюрьмах общества. Высочайшим Указом императора Александра I был утвержден устав общества и образованы его руководящие органы.
В момент создания Попечительского о тюрьмах общества перед властями стояли те же проблемы, что и сегодня: нехватка зданий, переполненность камер, антисанитария, жестокость тюремщиков, отсутствие школ, крайняя жестокость применения спецсредств. Известно, например, что каждое третье заболевание в тюрьме было связано с воспалительными процессами после использования всевозможных колодок и наручников.
Перед создателями Общества встал вопрос о гуманизации тюремной системы. Так, по инициативе Общества в тюрьмах началось обучение молодых заключенных грамоте и профессиям, было улучшено положение пересыльных заключенных, выделены средства на их питание, снабжение одеждой. Основным же достижением деятельности Попечительского о тюрьмах общества стало запрещение пешего этапирования в 1865 году (до этого каждый четвертый из тех, кто шел в каторжные тюрьмы, погибал на этапе).
К концу XIX века в России функционировало 884 тюрьмы. Почти в каждой из них находился попечительский комитет, который занимался сбором пожертвований для тюрем, помогал в обучении заключенных грамоте, профессиям, различным ремеслам. Этот комитет также имел право контролировать тюремное начальство (главным образом он выявлял казнокрадство и лихоимство).
До 1917 года тюрьмы были открыты для посещения общественности. Осужденных могли посещать председатели сельских общин, городских или местных сообществ, священники.
После 1917 года тюремная система стала закрытой. Общество попечителей было распущено.
Возрождение организаций
Накопленный исторический опыт приобрел практическое значение в связи с возрождением в 90-е годы прошлого века деятельности общественных организаций в уголовно-исполнительной сфере.
Правовая основа общественного контроля закреплена в ст. ст. 23, 24 УИК РФ, ст. 38 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (в ред. от 06.11.2011 N 267-ФЗ) <1>, Федеральном законе от 10.06.2008 N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" <2>.
<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1316.
<2> Собрание законодательства РФ. 2008. N 24. Ст. 2789.
Статья 23 УИК РФ в общей форме провозглашает, что общественный контроль за обеспечением прав человека в исправительных учреждениях осуществляют общественные наблюдательные комиссии и их члены.
Согласно ч. 3 ст. 23 УИК РФ общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных.
В соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (в ред. от 19.05.2010 N 88-ФЗ) <3> под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Право граждан на создание таких объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения (ст. 5 Закона N 82-ФЗ).
<3> Собрание законодательства РФ. 1995. N 21. Ст. 1930; Российская газета от 21.05.2010.
Статья 7 Закона N 82-ФЗ устанавливает исчерпывающий перечень организационно-правовых форм общественных объединений:
- общественная организация;
- общественное движение;
- общественный фонд;
- общественное учреждение;
- орган общественной самодеятельности;
- политическая партия.
Субъекты общественного контроля
В УИК РФ названы лишь некоторые субъекты общественного контроля - общественные наблюдательные комиссии (ст. ст. 23, 24, 91 УИК РФ), попечительские советы и родительские комитеты (ст. 142 УИК РФ), средства массовой информации (ст. 24 УИК РФ).
В соответствии с Законом N 76-ФЗ предусматривается создание в каждом субъекте РФ на постоянной основе соответствующих общественных наблюдательных комиссий.
Совет Общественной палаты РФ устанавливает для каждого субъекта РФ численность общественной наблюдательной комиссии, в составе которой не может быть менее пяти и более двадцати членов (ст. 7 Закона N 76-ФЗ).
Правом на выдвижение кандидатур в состав общественной наблюдательной комиссии обладает общероссийское, межрегиональное или региональное общественное объединение, имеющее государственную регистрацию, осуществляющее свою деятельность не менее пяти лет со дня его создания, уставной целью или направлением деятельности которого является защита или содействие защите прав и свобод человека и гражданина. Руководящий коллегиальный орган общественного объединения может выдвинуть не более двух кандидатур в состав общественной наблюдательной комиссии (ст. 10 Закона N 76-ФЗ).
Членом общественной наблюдательной комиссии может быть гражданин РФ, достигший возраста 25 лет и имеющий опыт работы в области защиты прав граждан. Члены общественной наблюдательной комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах.
Членом общественной наблюдательной комиссии не может быть лицо, имеющее судимость либо признанное решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным. Одно и то же лицо не может быть назначено членом общественной наблюдательной комиссии одного субъекта РФ более трех раз подряд. Членами общественных наблюдательных комиссий не могут быть адвокаты, сотрудники органов прокуратуры, лица, замещающие государственные должности РФ, должности федеральной государственной службы, государственные должности субъектов РФ и, кроме того, должности государственной гражданской службы субъектов РФ, муниципальной службы, а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления (ст. 12 Закона N 76-ФЗ).
Основные формы деятельности
Основными задачами общественной наблюдательной комиссии являются:
1) осуществление общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, расположенных на территории субъекта РФ, в котором образована общественная наблюдательная комиссия;
2) подготовка решений в форме заключений, предложений и обращений по результатам осуществления общественного контроля;
3) содействие сотрудничеству общественных объединений, администраций мест принудительного содержания, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих в пределах территории субъекта РФ полномочия по обеспечению законных прав и свобод, а также условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания (ст. 6 Закона N 76-ФЗ).
Основными формами деятельности общественной наблюдательной комиссии являются:
1) посещение мест принудительного содержания для осуществления общественного контроля;
2) рассмотрение предложений, заявлений и жалоб лиц, находящихся в местах принудительного содержания, иных лиц, которым стало известно о нарушении прав находящихся в местах принудительного содержания;
3) подготовка решений по результатам проведения общественного контроля (решения общественной наблюдательной комиссии носят рекомендательный характер);
4) направление материалов по итогам осуществления общественного контроля Уполномоченному по правам человека в РФ, уполномоченному по правам человека в соответствующем субъекте РФ, в Общественную палату РФ, общественную палату соответствующего субъекта РФ, общественные объединения, выдвинувшие кандидатов в члены общественной наблюдательной комиссии, СМИ, соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также в иные компетентные государственные органы или их должностным лицам;
5) взаимодействие по вопросам, относящимся к ее деятельности, с органами государственной власти РФ, государственными органами, не являющимися органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами, Уполномоченным по правам человека в РФ, уполномоченными по правам человека в субъектах РФ, Общественной палатой РФ, общественными палатами субъектов РФ, общественными объединениями, СМИ, общественными наблюдательными комиссиями, образованными в других субъектах РФ и иными субъектами по своему усмотрению;
6) участие в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ в работе комиссий исправительных учреждений при решении вопросов о переводе осужденных из одних условий отбывания наказания в другие;
7) проведение мероприятий (общественных обсуждений, слушаний) по вопросам своей деятельности (ст. 15 Закона N 76-ФЗ).
Добровольное участие граждан
Общественная палата РФ была сформирована в соответствии с Федеральным законом от 04.04.2005 N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" <4>.
<4> Собрание законодательства РФ. 10.04.2005. N 15. Ст. 1277.
Согласно Закону Общественная палата избирается каждые два года и обеспечивает взаимодействие граждан РФ с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан РФ, защиты прав и свобод граждан РФ и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Общественная палата формируется на основе добровольного участия в ее деятельности граждан РФ, общественных объединений и объединений некоммерческих организаций (ст. 1 Закона N 32-ФЗ). Членом Общественной палаты может быть гражданин РФ, достигший возраста 18 лет.
Членами Общественной палаты не могут быть:
1) Президент РФ, члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, члены Правительства РФ, судьи, иные лица, замещающие государственные должности РФ, лица, замещающие должности федеральной государственной службы, государственные должности субъектов РФ, должности государственной гражданской службы субъектов РФ, должности муниципальной службы, выборные должности в органах местного самоуправления;
2) лица, признанные недееспособными на основании решения суда;
3) лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость;
4) лица, членство которых в Общественной палате ранее было прекращено на основании грубого нарушения ими Кодекса этики - по решению не менее половины членов Общественной палаты, принятому на ее пленарном заседании (ст. 7 Закона N 32-ФЗ).
Общественная палата формируется из 42 граждан РФ, утверждаемых Президентом РФ, 42 представителей общероссийских общественных объединений и 42 представителей межрегиональных и региональных общественных объединений (ст. 6 Закона N 32-ФЗ).
Реализация функций
Основными формами работы Общественной палаты являются пленарные заседания Общественной палаты, заседания совета Общественной палаты, комиссий и рабочих групп Общественной палаты.
В целях реализации функций, возложенных на Общественную палату законом, Общественная палата вправе:
1) проводить слушания по общественно важным проблемам;
2) давать заключения о нарушениях законодательства РФ федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления и направлять указанные заключения в компетентные государственные органы или должностным лицам;
3) проводить экспертизу проектов законов РФ о поправках к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, проектов нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, проектов законов субъектов РФ и нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, проектов правовых актов органов местного самоуправления;
4) приглашать руководителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления на пленарные заседания Общественной палаты;
5) направлять членов Общественной палаты для участия в работе комитетов и комиссий Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также в заседаниях коллегий федеральных органов исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством РФ;
6) направлять запросы Общественной палаты (в период между пленарными заседаниями Общественной палаты запросы от ее имени направляет совет Общественной палаты) (ст. 16 Закона N 32-ФЗ).
Решения Общественной палаты, принимаемые в форме заключений, предложений и обращений, носят рекомендательный характер.
Во исполнение Закона N 76-ФЗ Общественная палата стала координатором работы по формированию общественных наблюдательных комиссий, образуемых в субъектах РФ. Закон N 76-ФЗ устанавливает правовые основы участия общественных объединений в общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, в том числе в создании условий для их адаптации к жизни в обществе.
В компетенции Совета
В 2007 году был создан Общественный совет при Федеральной службе исполнения наказаний по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы, основной целью которого является привлечение общественности к участию в решении задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой, защите прав и законных интересов сотрудников, а также осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах. Во всех субъектах при руководителях территориальных органов ФСИН России также созданы общественные советы.
В компетенцию Совета входит рассмотрение таких вопросов, как:
1) координация взаимодействия международных неправительственных и российских общественных организаций (объединений), религиозных конфессий с учреждениями и территориальными органами ФСИН России в работе по реформированию УИС и созданию условий для правовой и социальной защищенности сотрудников, работников и ветеранов УИС, а также осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственных изоляторах;
2) информирование общественности и СМИ о деятельности ФСИН России для формирования у населения объективного представления об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания;
3) содействие в получении образования осужденными, а также несовершеннолетними, содержащимися под стражей, и социальной реабилитации лиц, освободившихся от отбывания наказания;
4) содействие в налаживании взаимоотношений ФСИН России с руководством производственных объединений, корпораций, фирм для получения заказов в целях развития производства в учреждениях ФСИН России и тем самым совершенствования трудовой адаптации осужденных и их профессиональной подготовки;
5) участие в обсуждении с органами государственной власти вопросов совершенствования нормативной правовой базы по соблюдению прав и законных интересов сотрудников, работников и ветеранов УИС, а также осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственных изоляторах;
6) распространение положительного опыта работы учреждений и органов УИС в решении вопросов по защите прав и законных интересов сотрудников, осужденных, лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственных изоляторах.
В состав Совета входят представители международных неправительственных и российских общественных организаций (объединений), религиозных конфессий, а также граждане РФ, оказывающие содействие в деятельности УИС. На организационном заседании Совета открытым голосованием избираются председатель Совета, его заместитель (заместители) и секретарь.
Основной формой деятельности Совета являются заседания, которые проводятся не реже одного раза в полугодие.
Цель - оказание помощи
Общественный контроль за деятельностью персонала воспитательных колоний осуществляют попечительские советы, создаваемые из представителей государственных предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан (ч. 1 ст. 142 УИК РФ). Попечительский совет создается при каждой воспитательной колонии. Решение о создании совета принимает орган исполнительной власти субъекта РФ, который утверждает положение о попечительском совете и его состав. Орган исполнительной власти субъекта РФ совместно с органом местного самоуправления, на территории которого расположена воспитательная колония, осуществляет контроль за деятельностью попечительского совета.
Основной целью попечительского совета является оказание помощи администрации воспитательной колонии в организации учебно-воспитательного процесса, укреплении материально-технической базы, в решении вопросов социальной защиты осужденных, трудового и бытового устройства освобождающихся лиц.
Попечительский совет оказывает помощь администрации воспитательной колонии:
а) в обеспечении защиты прав и законных интересов осужденных;
б) формировании у осужденных законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, получении основного общего и начального профессионального образования, профессиональной подготовки, повышении образовательного и культурного уровня осужденных;
в) установлении хозяйственных связей с предприятиями, учреждениями и организациями, укреплении производственно-хозяйственной базы воспитательной колонии;
г) обеспечении трудовой занятости осужденных;
д) создании необходимых материально-бытовых условий и медико-санитарного обеспечения осужденных;
е) изыскании дополнительных возможностей для улучшения организации питания осужденных, обеспечения их одеждой и предметами первой необходимости;
ж) организации шефства над сиротами и лицами, оставшимися без родительского попечения, оказании им финансовой помощи при освобождении;
з) трудовом и бытовом устройстве освобождающихся из воспитательной колонии.
В положении о попечительском совете при соответствующей воспитательной колонии могут быть предусмотрены иные направления деятельности этого совета, не противоречащие законодательству РФ, другим нормативным правовым актам и Примерному положению "О попечительском совете при воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы" <5>.
<5> Постановление Правительства РФ от 13.10.1997 N 1295 "Об утверждении Примерного положения о попечительском совете при воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы" // Собрание законодательства РФ. 1997. N 42. Ст. 4785.
Вправе рекомендовать
Попечительский совет по вопросам, отнесенным к его компетенции, имеет право:
а) принимать решения рекомендательного характера, а также представлять предложения администрации воспитательной колонии, руководству территориального органа управления уголовно-исполнительной системы, предприятий, учреждений и организаций, вносить предложения в органы государственной власти;
б) приглашать на свои заседания работников воспитательной колонии, представителей органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также заинтересованных предприятий, учреждений и организаций;
в) способствовать целесообразному использованию имущества и расходованию денежных средств, передаваемых воспитательной колонии гражданами и юридическими лицами в процессе осуществления благотворительной деятельности, а в случае их нецелевого использования и расходования информировать об этом органы, осуществляющие контроль за деятельностью воспитательной колонии.
Члены попечительского совета в установленном порядке вправе посещать воспитательную колонию, знакомиться в пределах своей компетенции с ее деятельностью, встречаться с осужденными, проводить с ними беседы, содействовать своевременному и правильному рассмотрению их заявлений и жалоб.
Попечительский совет информирует органы исполнительной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления по наиболее важным вопросам, которые данный совет рассматривает и решает. О выявленных недостатках в работе воспитательной колонии председатель попечительского совета ставит в известность администрацию воспитательной колонии и вносит предложения по их устранению. Вместе с тем не допускается вмешательство попечительского совета в оперативно-розыскную и иную оперативную деятельность воспитательной колонии.
Организация и деятельность попечительского совета регламентируются Примерным положением "О попечительском совете при воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы".
Родительский комитет
В целях повышения эффективности воспитательного воздействия на осужденных и оказания помощи администрации воспитательных колоний при отрядах колоний могут создаваться родительские комитеты из родителей, лиц, их заменяющих, и других близких родственников осужденных. Деятельность родительских комитетов регулируется положением, утверждаемым начальником воспитательной колонии (ч. 2 ст. 142 УИК РФ).
Из состава родительского комитета избираются председатель (являющийся членом учебно-воспитательного совета) и представитель в совет воспитателей отряда.
Родительские комитеты активно участвуют в решении вопросов изменения условий содержания и досрочного освобождения осужденных воспитанников.
Родительские комитеты могут знакомиться в установленном порядке с жилищно-бытовыми условиями содержания несовершеннолетних осужденных, обращаться в общественные объединения для оказания помощи сиротам и лицам, лишенным родительского попечения, а также несовершеннолетним из неблагополучных семей, обеспечения передачами и посылками сирот и лиц, оставшихся без родительского попечения, а также осужденных, чьи родители не поддерживают с ними связь, а также оказывать помощь этим лицам перед освобождением одеждой гражданского образца. Кроме того, родительские комитеты совместно с администрацией воспитательной колонии могут обращаться в государственные органы, общественные объединения по вопросам оказания помощи в проведении воспитательной работы в колонии.
Замечания и предложения родительского комитета председатель излагает на учебно-воспитательном совете. Родительский комитет отчитывается о проделанной работе перед учебно-воспитательным советом воспитательной колонии. Члены родительского комитета обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка и правила обращения с осужденными, установленные администрацией воспитательной колонии.
Свобода совести и вероисповедания
Статья 14 УИК РФ создала правовую основу для взаимодействия учреждений, исполняющих наказания, с религиозными организациями.
В соответствии с законом осужденным гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию (либо не исповедовать никакой религии), свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц.
К осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы, по их просьбе приглашаются священнослужители. В исправительные учреждения допускаются лишь те священнослужители, которые принадлежат к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям. В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация исправительных учреждений выделяет соответствующее помещение.
Тяжело больным осужденным по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды с приглашением священнослужителей.
Следует отметить, что в дореволюционной России православными священниками был накоплен богатейший опыт религиозно-нравственного воспитания заключенных в тюрьмах и острогах, значение которого важно и в настоящее время.
Освещение в СМИ
К полноправным субъектам общественного контроля следует также отнести средства массовой информации.
В соответствии с законом представители СМИ имеют право посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, по специальному разрешению администрации этих учреждений и органов либо вышестоящих органов уголовно-исполнительной системы (ч. 3 ст. 24 УИК РФ).
В целях обеспечения широкого, оперативного распространения достоверных сведений о деятельности Федеральной службы исполнения наказаний и создания благоприятных условий для профессиональной деятельности журналистов в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (в ред. 09.02.2009 N 10-ФЗ) <6> установлены Правила аккредитации журналистов СМИ на освещение деятельности Федеральной службы исполнения наказаний <7>.
<6> Российская газета от 08.02.1992 N 32.
<7> Утверждены Приказом Минюста России от 29.02.2008 N 128.
Аккредитация журналистов средств массовой информации проводится пресс-бюро Федеральной службы исполнения наказаний в соответствии с Законом N 2124-1, Приказом ФСИН России от 19.05.2006 N 245 "Об утверждении Регламента Федеральной службы исполнения наказаний" <8> и Правилами аккредитации журналистов средств массовой информации на освещение деятельности Федеральной службы исполнения наказаний.
<8> Зарегистрирован в Минюсте России 02.05.2006, рег. N 7917.
Право на аккредитацию своих журналистов при ФСИН России имеют официально зарегистрированные российские СМИ независимо от форм собственности, а также зарубежные СМИ, аккредитованные при МИД России.
Аккредитация российских журналистов и переаккредитация иностранных журналистов проводятся ежегодно на основании поданных заявок редакциями СМИ.
В целях обеспечения прав осужденных кино-, фото- и видеосъемка осужденных, их интервьюирование осуществляются с согласия в письменной форме самих осужденных.
В целях обеспечения безопасности как осужденных, так и персонала исправительных учреждений кино-, фото- и видеосъемка объектов, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных, осуществляется с разрешения в письменной форме администрации учреждения или органа, исполняющего наказания.
Материалы и публикации СМИ о деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, способствуют открытости и прозрачности уголовно-исполнительной системы, направлены на формирование общественного мнения, а также информационной политики в целом, что особенно важно в период проведения реформ в России.
Реализовать Концепцию
По данным ФСИН России, в 2011 году представители общественных объединений посещали исправительные учреждения и следственные изоляторы 5475 раз, представители религиозных конфессий - 33593 раза, представители СМИ - 4498 раз.
Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 N 1772-р <9>, предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества.
<9> Собрание законодательства РФ. 2010. N 43. Ст. 5544.
Основными целями Концепции являются:
- повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития;
- сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам;
- гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов.
В рамках совершенствования сотрудничества с институтами гражданского общества и осуществления общественного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы данной Концепцией предполагается:
- обеспечение прозрачности в деятельности уголовно-исполнительной системы на основе широкого привлечения институтов гражданского общества к процессу исполнения уголовных наказаний, осуществления общественного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы с участием Уполномоченного по правам человека в РФ и уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка и уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ, сотрудничества с неправительственными организациями, СМИ, изучения общественного мнения о работе учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также разъяснение имеющих публичное значение аспектов уголовно-исполнительной политики, прав и обязанностей осужденных, их родственников и близких;
- публичная реакция на получившие общественный резонанс запросы и жалобы в адрес учреждений уголовно-исполнительной системы;
- принятие мер по содействию общественным наблюдательным комиссиям, в том числе рассмотрение возможности их участия в обеспечении деятельности институтов условно-досрочного освобождения, подготовке решений об изменении условий отбывания наказания и вида исправительного учреждения в качестве мер поощрения или взыскания, применяемых к осужденному;
- взаимодействие с представителями СМИ в вопросах освещения мер, направленных на обеспечение надлежащих условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, повышения престижности службы в уголовно-исполнительной системе, противодействия дискредитации ее деятельности;
- содействие формированию в обществе позитивного и уважительного отношения к труду работников уголовно-исполнительной системы, их роли в обеспечении общественной безопасности;
- расширение практики размещения актуальной информации на официальных Интернет-сайтах Федеральной службы исполнения наказаний и ее территориальных органов, а также крупных информационных агентств;
- повышение роли общественных советов при Федеральной службе исполнения наказаний и ее территориальных органах как координаторов взаимодействия с институтами гражданского общества;
- активное включение в воспитательный процесс деятелей культуры и искусства, известных спортсменов, представителей молодежных движений и организаций, зарегистрированных в установленном порядке;
- содействие реализации общественно-гуманитарных проектов, в рамках которых создаются дополнительные стимулы к законопослушному поведению осужденных и их ресоциализации, в частности, за счет участия общественности в устройстве судьбы осужденного, освобождающегося из мест лишения свободы; привлечение общественных организаций к работе по повышению уровня правосознания и правовой грамотности осужденных и работников уголовно-исполнительной системы;
- использование потенциала религиозных конфессий в духовно-нравственном просвещении и воспитании осужденных и работников уголовно-исполнительной системы, а также для социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
- развитие благотворительности, попечительства, создание в каждом территориальном органе уголовно-исполнительной системы, а также при исправительных учреждениях попечительских советов.