Особенности правового регулирования публичного договора в России

(Ларина Т. В.) ("Юрист", N 4, 2004) Текст документа

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПУБЛИЧНОГО ДОГОВОРА В РОССИИ

Т. В. ЛАРИНА

Ларина Т. В., кандидат юридических наук.

За последнее десятилетие в нашей стране произошли кардинальные изменения, прежде всего общественных отношений, что способствовало формированию свободного экономического пространства и развитию рынка конкурентоспособных товаров и услуг. За каждым из нас закреплено конституционное право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Это дало право каждому гражданину, достигшему необходимой дееспособности, свободно участвовать в гражданском обороте. Кроме того, законодательное закрепление недопустимости произвольного вмешательства в частные дела, неприкосновенности частной жизни, личной тайны, а также права на защиту своей чести и доброго имени способствовало развитию свободного предпринимательства. Дальнейшее отражение правового реформирования нашло свое отражение в формировании основных принципов гражданского права, одним из которых является возможность свободно избирать своего партнера и определять условия заключаемой сделки. Статья 421 ГК РФ определяет, что как граждане, так и юридические лица свободны в заключении договора - понуждение к заключению договора не допускается. Свобода договора в условиях цивилизованного рынка подчинена также общему правилу, согласно которому запрещается использовать право в целях ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением. Однако свобода договора не исключает установления в некоторых случаях обязанности его заключить, если он относится к числу публичных, а также при выполнении поставок услуг для государственных нужд (ст. 445 ГК РФ). Данные отступления от общего правила вызваны прежде всего необходимостью государственной защиты общественных интересов и прав граждан-потребителей, особенно в сферах экономики, которые отнесены к естественным монополиям. Договор, представляющий собой одну из древнейших правовых конструкций, роль которой в современном гражданском обороте постоянно растет, способствует дальнейшему развитию цивилизованного рынка, и эти тенденции к совершенствованию договорной модели связаны прежде всего с экономическим развитием нашей страны. Договор в его правовом значении прежде всего является главным основанием возникновения прав и обязанностей. Соответственно он должен обладать всеми признаками юридических фактов, т. е. способностью порождать права и обязанности и представлять собой действия субъектов права, которые направлены на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Это главная правовая нагрузка договора в его правовом значении, который затем в зависимости от нормообразующих признаков волеизъявления сторон преобразуется в ту или иную договорную модель. Некоторые договоры имеют свои правовые особенности, выделяющие их из многих; так, с точки зрения порядка заключения, субъектного состава и формирования его содержания публичный договор представляет собой исключение из общего принципа частного права. ГК РФ впервые ввел понятие публичного договора, в частности, статья 426 устанавливает, что публичным договором является договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т. п.). Из этого следует, что для публичного договора характерны некоторые нормообразующие признаки, выделяющие тем самым его публичный характер. Во-первых, он может быть заключен только коммерческой организацией, и, во-вторых, по своему характеру предпринимательская деятельность этой организации должна быть публичной, т. е. осуществляться в отношении каждого, кто к ней обращается. Примером такой деятельности может служить розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, многочисленные услуги связи, медицинское, а также гостиничное обслуживание. Кроме того, публичным также является договор проката (п. 3 ст. 626 ГК РФ), договор бытового подряда (п. 2 ст. 730), а договор банковского вклада (п. 2 ст. 834) будет признан публичным, если вкладчиком является гражданин. Договор складского хранения, заключаемый товарным складом общего пользования, также признается публичным (п. 2 ст. 908 ГК РФ). Общим признаком для публичного договора будет являться специальный субъектный состав: коммерческая организация - с одной стороны и в большинстве случаев гражданин - с другой. Из публичного характера договора вытекают следующие его правовые особенности: во-первых, при заключении договора нельзя оказывать предпочтение какому-то одному лицу; во-вторых, цена товара и услуг должна быть одинакова для всех потребителей; недопустим отказ в заключении договора со стороны организации; в-третьих, в случае необоснованного отказа от заключения публичного договора возможно заявить требование о понуждении организации к его заключению и о возмещении понесенных убытков потребителем вследствие такого уклонения. Более того, с целью соблюдения определенных предписаний федеральному правительству предоставлено право законодательного закрепления обязательных для сторон правил заключения и исполнения публичных договоров. Эти охранительные правила направлены прежде всего на защиту традиционно признанной более слабой стороны в правоотношении - гражданина-потребителя. Так, например, М. И. Кулагин, характеризуя данный договор, писал: "В последнее время из общего договорного права выделяются нормы, которые регулируют договорные отношения между профессиональными коммерсантами и потребителями. Законодатель вынужден был наконец признать, что общее договорное право не дает рядовому гражданину адекватных средств защиты против крупной компании или сервисного предприятия, производящих или реализующих товар или услуги на рынке. Настойчивая борьба прогрессивных сил привела к принятию практически во всех западных странах ряда законодательных актов, направленных на предоставление потребителям дополнительных материально-правовых и процессуальных гарантий охраны их интересов во взаимоотношениях с коммерсантами, а также к возложению на последних определенных обязанностей" <*>. -------------------------------- <*> Кулагин М. И. Избранные труды. М.: Статут, 1997. С. 262.

И наконец, в статье 426 ГК РФ говорится, что потребитель может принудить предпринимателя заключить публичный договор через суд или передать на рассмотрение суда разногласия по его отдельным условиям <*>. -------------------------------- <*> Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 // Вестник ВАС РФ. 1996. N 9.

Устанавливая подобные односторонние гарантии для потребителя, законодатель тем самым как бы уравнивает положение сторон в публичном договоре. Публичное вмешательство в частноправовые отношения предполагает, что не все участники свободного рынка занимают одинаковое экономическое положение, как это имеет место в случае договора между гражданином-потребителем и коммерческой организацией. Уравнивая положение обеих сторон, законодатель тем самым создает те односторонние гарантии, которые предоставляет гражданину-потребителю ст. 426 ГК РФ. Кроме закрепления подобной договорной модели в ГК РФ, такие правила устанавливает Закон РФ от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей", который устанавливает права потребителя на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на получение подробной информации о товарах (работах, услугах), их изготовителях, а также устанавливает механизм реализации этих прав. Государство на законодательном уровне установило правовой механизм дополнительной защиты прав потребителей как при продаже товаров, так и при выполнении работ (оказании услуг). Это связано прежде всего с индивидуальными особенностями каждого из объектов, т. е. товаров, работ и услуг, несмотря на имеющиеся общие их признаки. Государство наделило федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы) различными властными полномочиями осуществлять контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), а также правом применять санкции к изготовителю (исполнителю, продавцу), нарушающему установленные дополнительные односторонние гарантии потребителю. Однако правовой режим публичного договора является исключением из общего правила, ибо в частном праве он опирается прежде всего на принцип свободы договора. Это исключение представляется одним из ярких примеров действия публичного начала в гражданском праве. Подобное вмешательство государства в частноправовые отношения участников рынка преследует прежде всего цель защиты слабой стороны в правоотношениях. Данный правовой режим гарантирует функционирование свободного рынка товаров (работ, услуг), способствует развитию свободной конкуренции и ограничивает монополистические тенденции некоторых хозяйствующих субъектов.

------------------------------------------------------------------

Название документа