Банк клиента не выдаст? Нормативное регулирование и понятие банковской тайны

(Гизатуллин Ф.)

("Бизнес-адвокат", NN 7, 8, 2004)

Текст документа

БАНК КЛИЕНТА НЕ ВЫДАСТ?

НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОНЯТИЕ БАНКОВСКОЙ ТАЙНЫ

/"Бизнес-адвокат", N 7, 2004/

Ф. ГИЗАТУЛЛИН

Файзи Гизатуллин, кандидат юридических наук, начальник юридического управления коммерческого банка.

При взаимодействии налоговых и правоохранительных органов с банковскими организациями по вопросам предоставления сведений о клиентах неизбежно возникает вопрос о банковской тайне. Где проходит та грань, которую не должен перейти банк при распоряжении информацией, защищенной банковской тайной, чтобы, с одной стороны, соблюсти государственные интересы, а с другой стороны - права клиентов и свои собственные? Для этого необходимо понять, какая информация защищена банковской тайной, каковы пределы доступа иных лиц, включая государственные органы, к этой информации, каким объемом ограничены обязанности банков по предоставлению этой информации.

Прямое определение понятия банковской тайны в законодательстве отсутствует, но дается через определение ее составляющих в ст. 857 Гражданского кодекса РФ (тайна банковского счета, банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте) и в ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" от 2 декабря 1990 г. N 395-1 (в ред. от 23 декабря 2003 г., далее - Закон о банках) (тайна об операциях, о счетах и вкладах клиентов и корреспондентов, об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит Федеральному закону).

Статью 857 ГК РФ следует рассматривать в неразрывной связи со ст. 139 ГК РФ (служебная и коммерческая тайна). Исходя из понятий банковского счета (ст. 845 ГК РФ) и банковского вклада (ст. 834 ГК РФ) можно было бы сделать вывод, что под банковской тайной понимается один из видов служебной тайны, а именно конфиденциальность имеющихся в банке сведений о клиенте, которые неизвестны и недоступны третьим лицам.

Однако ст. 10 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ (в ред. от 10 января 2003 г.) и п. п. 3 и 4 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента РФ "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера" от 6 марта 1997 г. N 188 (далее - Указ N 188), изданного в дополнение к названному Закону, выделяют отдельно служебную тайну и профессиональную тайну.

В соответствии с содержанием п. 3 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом N 188, исходя из понятия "служба", содержащегося в законодательных актах, к служебной тайне можно отнести конфиденциальность информации, владельцем которой являются государственные органы, а доступ к ней ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами. Поскольку банки не являются государственными органами, то банковская тайна не может быть отнесена к подвиду служебной тайны. Следовательно, в соответствии с классификацией ст. 10 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" и п. 4 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом N 188, банковская тайна относится к профессиональной тайне. Но поскольку ст. 139 ГК РФ не упоминает такую тайну как отдельный вид, следовательно, она является подвидом коммерческой тайны.

Коммерческая тайна субъекта и банковская тайна как ее подвид, связанный с профессиональной деятельностью, составляют ценность в силу ее неизвестности третьим лицам. Для тайны, связанной с профессиональной деятельностью, вторым лицом является субъект, которому сведения стали известны в силу его профессиональных обязанностей. Однако профессиональные обязанности, если они не являются служебными обязанностями, строятся на принципах гражданско-правовых отношений между субъектами. Именно в силу данных отношений тайна, связанная с профессиональной деятельностью, может являться коммерческой тайной иного лица. К примеру, в силу специфики своей деятельности банк обладает широкими возможностями получения сведений о финансовом состоянии и операциях своего клиента.

Таким образом, руководствуясь п. 4 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом N 188, банковскую тайну можно отнести к конфиденциальной информации, относящейся к сведениям, связанным с профессиональной деятельностью, доступ к которой ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами.

Если вернуться к содержанию ст. 139 ГК РФ и исключить банковскую тайну из понятия служебной тайны, можно сделать вывод, что банковская тайна - это подвид коммерческой тайны, представляющий собой сохранение банком в конфиденциальности и недоступности третьим лицам информации, содержащей сведения о его клиентах, связанные с профессиональной деятельностью банка.

На первый взгляд, составы сведений, отнесенных к банковской тайне, названных в ст. 857 ГК РФ (о банковском счете, банковском вкладе, об операциях по счету клиента и сведения о самом клиенте) и в ст. 26 Закона о банках (об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов, об иных сведениях, установленных банком, если это не противоречит федеральному закону), различаются. Они совпадают только в части упоминания банковского вклада, который в обоих законах используется лишь в одном значении - как прием/привлечение банком средств клиентов во вклад. Условно то же можно сказать и о понятиях "клиент" и "корреспондент", второе из которых, несмотря на его обособленность, является частью первого, т. к. согласно ст. 860 ГК РФ договоры корреспондентского счета, открываемые банками друг другу, охватываются понятием банковского счета, а банк-корреспондент, которому в другом банке открыт корреспондентский счет, точно так же является клиентом этого банка, как и любое другое лицо, открывшее банковский счет.

В ГК РФ и в Законе о банках понятия "банковский счет" и "счет", "операции по счету" и "операции", "сведения о клиенте" и "иные сведения, установленные банком" различаются. Расхождение и разночтения этих понятий часто являются причиной разногласий между банками, клиентами и всевозможными государственными органами и должностными лицами, которые по роду своей деятельности обращаются в банки за информацией об их клиентах. В связи с этим необходимо определить, насколько содержание ст. 857 ГК РФ и ст. 26 Закона о банках соответствует или противоречит друг другу, и понять, об одних ли категориях идет речь.

Для начала нужно определиться с соотношением вышеуказанных норм законодательства, поскольку Закон о банках наряду с гражданско-правовыми нормами содержит и нормы административного права. Например, в ст. 11 Налогового кодекса РФ есть специальная оговорка о том, что понятия гражданского законодательства в Кодексе используются в том же значении, если в самом Кодексе не определено иное. В частности, понятие счета (банковского) в целях налогового законодательства в данной статье Налогового кодекса имеет собственное определение - счет, открытый в банке на основании договора банковского счета, на который зачисляются и с которого расходуются денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей. Не вдаваясь пока в детальный анализ этого определения, отметим, что оно отличается от гражданско-правового понятия банковского счета, содержащегося в п. 3 ст. 834 и п. 1 ст. 845 и в других нормах ГК РФ. Так, банковский счет клиента в ст. 845 ГК РФ определен как счет, на котором учитываются средства клиента и по которому проводятся операции по распоряжению клиента.

Поскольку ст. 26 Закона охватывает отношения банка с клиентом, которые в силу ст. 30 Закона о банках являются договорными, а сам Закон не содержит специальных норм о порядке использования содержащихся в нем понятий, то в силу п. 1 ст. 2 ГК РФ можно рассматривать ст. 26 Закона о банках как специальную гражданско-правовую норму, которая, таким образом, не может противоречить ст. 857 ГК РФ. Соответственно понятия, содержащиеся в данных нормах, должны трактоваться именно в тех значениях и в соответствии с их содержанием, которое дает сам ГК РФ в других статьях.

Рассмотрим содержание понятия "банковский счет" в ст. 857 ГК РФ и понятия "счет" - в ст. 26 Закона о банках. Оба закона отделяют понятие счета клиента от понятия вклада (депозита) клиента, несмотря на то что вклады как средства клиента тоже учитываются банком на счетах клиента, только на депозитных (ст. 834 ГК РФ и пп. 1 ч. 1 ст. 5 Закона о банках). Сведения о вкладе фактически являются сведениями о счете, на котором учтен вклад. Однако по депозитному счету клиента - юридического лица в силу ч. 3 ст. 834 ГК РФ нельзя проводить расчетные операции. Из этого можно сделать вывод, что под понятие "счет", используемое в ст. 857 ГК РФ и в ст. 26 Закона о банках, подпадает только банковский счет в значении ст. 845 ГК РФ, открытый клиенту для учета его средств на основании договора банковского счета, отличающегося по своему правовому режиму от договора банковского вклада. Поскольку распорядителем средств на этом счете является клиент, то и владельцем счета является тоже клиент.

Остальные счета, на которых отражаются взаимоотношения банка с клиентом (ссудный, аккредитивный, валютный транзитный, валютный специальный транзитный), являются внутренними учетными счетами банка, а операции по ним проводятся без распоряжений клиента. Владельцем этих счетов является уже не клиент, а банк. Следовательно, под понятия "счет клиента" и "сведения о клиенте" в значении ст. 857 ГК РФ и ст. 26 Закона о банках эти счета также не подпадают.

Рассмотрим соотношение понятий "операции по счету" и "операции", содержащихся в ст. 857 ГК РФ и в ст. 26 Закона о банках. В части первого понятия ряд операций, проводимых по счету, прямо перечислен в п. 1 ст. 845 и ст. 849 ГК РФ. Это принятие и зачисление средств на счет, перечисление и выдача средств со счета. Следует отметить, что ст. 849 ГК РФ, говоря о сроках проведения операций, никаких иных операций, кроме указанных, не называет. Однако то, что в ст. ст. 845 и 848 ГК РФ говорится также о неких "других операциях" по счету, предусмотренных для счетов данного вида законом, заставляет предположить наличие еще и неких неуказанных операций, которые проводятся клиентами по своим счетам.

Исходя из толкования понятия "счет" в значении, в котором оно используется в ст. 2 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ (в ред. от 30 июня 2003 г.), можно сказать, что счет - это способ ведения данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам. Не вдаваясь в рассуждения о природе и правовом содержании безналичных денежных средств, учитываемых на счетах, тем не менее основываясь на ст. 128 ГК РФ, можно отнести их к категории имущества. Поскольку счет, открываемый в банке, - это, согласно Положению Банка России "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" от 5 декабря 2002 г. N 205-П (в ред. от 2 февраля 2004 г.), также одна из категорий бухгалтерского учета, то из этого следует, что банковский счет клиента банка отражает только наличие у него средств, учтенных на этом счете. Поскольку любой учет, кроме отражения наличия учитываемого объекта, подразумевает также и отражение его движения (приход-расход, увеличение-уменьшение), то и банковский счет подразумевает отражение увеличения либо уменьшения остатка денежных средств на этом счете. Увеличение происходит путем проведения по счету операций по поступлению на счет средств в безналичном порядке и наличными, а уменьшение - путем проведения операций перечисления.

Можно ли отнести к операциям, производимым по счетам, конвертацию средств на счетах из одной валюты в другую? Ведь из содержания ст. ст. 140 и 141 ГК РФ, а также п. п. 1 и 3 ст. 1 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 9 октября 1992 г. N 3615-1 (в ред. от 10 декабря 2003 г.) следует, что российская и иностранная валюта являются разными видами имущества. Следовательно, согласно ст. 2 Федерального закона "О бухгалтерском учете" российская и иностранная валюта как разные виды имущества учитываются на разных счетах бухгалтерского учета, что и подтверждается п. 2 ст. 11 Федерального закона "О бухгалтерском учете". Исходя из ст. 140 ГК РФ, иностранная валюта, не являясь на территории РФ платежным средством, может являться только предметом купли-продажи. Соответственно и конвертация средств клиента по сути является операцией купли-продажи иностранной валюты, а приход и расход валюты и рублей как разных видов имущества также отражаются на разных счетах.

Следовательно, никакие другие операции по счету, кроме зачисления средств, поступающих безналичными и принимаемых наличными, и списания средств, перечисляемых безналичными и выдаваемых наличными, не могут производиться. Поэтому понятие "операции по счету", используемое в ст. 857 ГК РФ, никаких "других операций", кроме названных, не включает. В связи с этим надо полагать, что выражения, содержащиеся в ст. 848 ГК РФ, - "операции, предусмотренные для счетов данного вида" и в ст. 845 ГК РФ - "проведение других операций по счету", подразумевают не виды движения средств по счету, а цели, на которые могут расходоваться, и источники, из которых могут поступать средства, отражаемые на данном счете, в результате различных сделок и платежей ("операций") клиента.

Немного сложнее дело обстоит с понятием "операции клиентов", содержащимся в ст. 26 Закона о банках. Это связано с тем, что ст. 5 данного Закона содержит достаточно широкий перечень банковских операций, которые вправе совершать банковские кредитные организации, в том числе и для своих клиентов. Поэтому если буквально воспринимать понятие "операции клиентов", которые проходят через банк или совершаются при участии банка, то можно было бы предположить, что в ст. 26 Закона о банках речь идет о всех операциях, указанных в ст. 5 того же Закона. Тем не менее представляется, что:

а) понятие "операции клиентов" в ст. 26 Закона о банках (в ред. от 2 февраля 2004 г.) имеет то же значение, что и "операции по счету" в ст. 857 ГК РФ, поскольку ст. 26 Закона о банках является специальной гражданско-правовой нормой по отношению к ст. 857 ГК РФ;

б) понятие "банковские операции", содержащееся в ст. 5 Закона о банках, раскрывается через операции, которые вправе совершать только кредитная организация, обладающая соответствующей лицензией, следовательно, содержание данной статьи на клиентов банка не распространяется и перечисленные в ней операции не могут рассматриваться как "операции клиентов".

Следующая составляющая банковской тайны - это "сведения о клиенте" (ст. 857 ГК РФ) и "иные сведения, установленные банком" (ст. 26 Закона о банках). Формулировка ст. 857 представляется более законченной и оправданной. Это связано с тем, что поскольку банковская тайна является видом тайны, связанной с профессиональной деятельностью, то ее составляющими могут быть только сведения, которые банку стали известными именно в силу специфики своей деятельности. А поскольку деятельностью банка является оказание банковских услуг, то и тайной, связанной с профессиональной деятельностью, в этом случае становятся именно сведения о тех, кому эти услуги оказываются, т. е. о клиентах банка. Поэтому представляется, что понятие "иные сведения, установленные банком", содержащееся в ст. 26 Закона о банках, не может трактоваться расширенно и выходить за пределы сведений о клиентах, поскольку сведения о самом банке уже не будут относиться к банковской тайне.

/"Бизнес-адвокат", N 8, 2004/

Согласно ч. 2 ст. 857 ГК РФ "сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом".

Необходимость и порядок предоставления указанных сведений клиентам и их представителям достаточно очевидны и вопросов не вызывают, поэтому в данном случае не рассматриваются. Сложнее обстоит дело с толкованием второго предложения указанной статьи ГК РФ, поскольку до сих пор отсутствует однозначное понимание того, каким законом должен быть предусмотрен этот порядок.

Статья 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" от 2 декабря 1990 г. N 395-1 (в ред. от 23 декабря 2003 г.) (далее - Закон о банках), которая является специальной нормой по отношению к ГК РФ, также не дает ясного ответа на этот вопрос.

В целом порядок предоставления иным лицам сведений о клиентах, составляющих банковскую тайну, регулируется данной статьей в зависимости от отнесения клиентов к одной из групп - физические лица, не использующие счета для предпринимательской деятельности, и юридические лица и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Основания предоставления банками сведений, касающихся "обычных" физических лиц, можно разделить на три категории:

- предоставление сведений без условий о всех клиентах - судам и (при наличии согласия прокурора) органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве (т. е. по уже возбужденным уголовным делам);

- предоставление сведений без условий, но касающихся только умерших клиентов, - лицам, указанным самим владельцем счета или вклада в сделанном банку завещательном распоряжении, нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков и (в отношении счетов иностранных граждан) иностранным консульским учреждениям;

- предоставление сведений при условии наличия оснований, предусмотренных законом, - организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, и уполномоченному органу, осуществляющему меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (при наступлении случаев, предусмотренных соответствующими федеральными законами о страховании банковских вкладов и о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем).

Дополнительно к основаниям, указанным в ст. 26 Закона о банках, появилось и еще одно, "сложносочиненное", основанное на решении Конституционного Суда РФ от 14 мая 2003 г. N 8-П, из которого следует, что право на получение в банках информации о банковских вкладах физических лиц имеют также судебные приставы-исполнители на основании п. 2 ст. 14 Федерального закона "О судебных приставах".

Очевидно, что перечисленные основания практически не оставляют сомнений для их толкования, поскольку перечень государственных органов и иных лиц в данном случае закрытый, а в вышеуказанных законах, за исключением Федерального закона "О судебных приставах", прямо упоминается обязанность банков предоставлять названным органам соответствующую информацию при наступлении случаев, предусмотренных этими законами.

Менее ясно Законом о банках регулируется предоставление информации, касающейся юридических лиц и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. С одной стороны, в Законе дается исчерпывающий перечень уполномоченных государственных органов и должностных лиц, которые вправе получать от банков сведения, представляющие собой банковскую тайну. Это - суды и арбитражные суды (судьи), Счетная палата РФ, органы государственной налоговой службы, таможенные органы, органы предварительного следствия по (возбужденным уголовным) делам, находящимся в их производстве (при наличии согласия прокурора), органы внутренних дел (при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений), уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. С другой стороны, ст. 26 Закона о банках гласит, что это право соответствующих органов реализуется в "случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности".

В этой связи на практике все еще возникают вопросы. Должны ли быть прописаны в законодательных актах обязанности банков по предоставлению информации либо права соответствующих органов и должностных лиц по получению информации, защищенной банковской тайной? Либо это положение трактуется более широко, и банки обязаны руководствоваться положениями законов, дающих право государственным органам на получение любой информации от любых лиц и организаций, например ст. 11 Закона РФ "О милиции", ст. 12 Федерального закона "О судебных приставах", ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и другими? Соответственно могут ли любые государственные органы, в полномочиях которых законами об их деятельности закреплено право на получение любой информации от любых лиц и организаций, требовать от банков предоставления информации, защищенной банковской тайной, что фактически влечет за собой расширение перечня лиц, допущенных к банковской тайне?

Представляется, что поскольку Закон о банках является специальным законом, регулирующим банковскую деятельность, и содержит специальные права и обязанности банков по отношению к иным участникам отношений, связанных с банковской деятельностью, то тем самым Закон ограничивает права иных субъектов в части вмешательства в деятельность банков. Следовательно, поскольку ст. 26 Закона о банках не содержит никаких особых оговорок в отношении иных субъектов, имеющих право на получение сведений, составляющих банковскую тайну, то никакие иные органы и лица, кроме указанных в ней, не вправе требовать от банков обязательного представления указанных сведений, независимо от наличия у них предоставленных иными законами полномочий требовать представления любой информации от любых лиц.

Отсюда вытекает и еще один вывод о том, что, поскольку ст. 26 Закона о банках не допускает расширенного толкования, следовательно, положение этого Закона о том, что органы и должностные лица, указанные в ч. 2 и ч. 6 данной статьи, вправе получать от банков информацию о субъектах предпринимательской деятельности, составляющую банковскую тайну, только в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, означает, что данные права этих органов и соответствующие обязанности банков должны быть прямо указаны в этих Законах. Например, ст. 86 НК РФ в отношении налоговых органов, ст. 13 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" - в отношении Счетной палаты, ст. 33 НК РФ и ст. 403 ТК РФ и ст. ст. 11, 12, 15 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" - в отношении таможенных органов, ст. 7 Федерального закона "О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем" - в отношении Комитета финансового мониторинга России.

Подобных оснований, "предусмотренных законодательными актами об их деятельности", Закон не требует для судов и судей (в том числе арбитражных), а также для органов предварительного следствия. Это вытекает из того, что данные основания в отношении указанных органов не требуются и в ч. 4 ст. 26 Закона о банках, касающейся представления банками сведений о счетах и операциях физических лиц. Хотя, например, в отношении организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, такая ссылка на основания, предусмотренные Законом о страховании вкладов физических лиц в банках, все же сделана. Представляется, что в силу исключительного статуса судебных органов и органов предварительного следствия законодатель сделал для них исключение, не требуя дополнительного законодательного регулирования в отношении банков, ограничиваясь общими полномочиями указанных органов по истребованию доказательств, содержащимися в Уголовно-процессуальном кодексе РФ, ГПК РФ и АПК РФ.

Иногда возникают случаи, когда функции органа предварительного следствия выполняет сам прокурор в силу пп. 2 п. 2 ст. 37 УПК РФ и ст. 31 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". В этих случаях прокурор, действуя в качестве органа предварительного следствия, вправе запрашивать в банках необходимую информацию. Однако представляется, что при этом все же должно быть соблюдено необходимое требование прокурорского надзора за соответствующим запросом. Соответственно такой запрос прокурора должен содержать ссылку на указанные статьи, а выполнять необходимую надзорную функцию и давать согласие на получение указанной информации из банка в этом случае в силу указанных статей должен вышестоящий прокурор.

На практике нередко возникают вопросы об исполнении запросов о предоставлении информации, содержащей банковскую тайну, в порядке ч. 3 ст. 26 Закона о банках, на основании которой "в соответствии с законодательством Российской Федерации справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений".

С одной стороны, следует отметить, что данная норма не содержит, как ч. 2 ст. 26, формулировки о необходимости предоставления запросов указанными органами "в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности". Не очень понятно, чем от нее отличается формулировка "в соответствии с законодательством", но, исходя из целесообразности действий законодателя, можно предположить, что это означает то, что право органов внутренних дел на получение информации от банков теперь не требует отдельного указания на него в Законе РФ "О милиции". Напротив, представляется, что содержащееся здесь понятие "в соответствии с законодательством Российской Федерации" делает отсылку к содержащимся в Законе РФ "О милиции" и в Федеральном законе "Об оперативно-розыскной деятельности" правам органов внутренних дел на получение информации. С другой стороны, указанная норма содержит нижеследующие ограничения по кругу предмета и оснований запроса информации - функции по выявлению, предупреждению и пресечению только налоговых преступлений и ограничения по кругу запрашивающих субъектов - подразделения МВД РФ, в обязанности которого входят указанные функции.

Статьей 2 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" функции выявления, предупреждения и пресечения преступлений относятся к задачам оперативно-розыскной деятельности.

Согласно УК РФ налоговыми преступлениями являются преступления, составы которых предусмотрены ст. ст. 198, 199, 199.1, 199.2 указанного Кодекса, отнесенные к категории преступлений в сфере экономической деятельности.

Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 306 в структуре МВД России образована Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям. В соответствии с п. п. 22, 29 Положения о главном управлении по борьбе с экономическими преступлениями Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям, утвержденного Приказом МВД России от 13 августа 2003 г. N 634, оперативно-розыскная деятельность по преступлениям в сфере экономической деятельности относится к функциям данного управления.

Таким образом, указанные в ст. 26 Закона о банках функции по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений относятся к сфере Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД России.

В связи с этим представляется уместным привести вывод из консультации, данной Правовым департаментом Ассоциации российских банков по порядку применения ч. 3 ст. 26 Закона о банках (Вестник Ассоциации российских банков. 2003. N 21. С. 26). В соответствии с указанной консультацией поступивший в банк запрос органа внутренних дел о предоставлении информации, содержащей банковскую тайну, в рамках ч. 3 ст. 26 Закона о банках, должен:

- быть направлен в банк подразделением Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД РФ и подписан его руководителем либо лицом, исполняющим функции руководителя данного подразделения;

- быть оформлен в соответствии с п. 17 Инструкции по делопроизводству и порядку работы с обращениями граждан в центральном аппарате и подчиненных подразделениях МВД России, утвержденной Приказом МВД РФ от 1 марта 1999 г. N 150;

- содержать ссылки на ст. ст. 2 и 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", а также на ст. 11 Закона "О милиции";

- содержать ссылку на письменное указание начальника органа внутренних дел на проведение проверки сведений о налоговом преступлении (проведение в отношении их оперативно-розыскных мероприятий) и на номер, присвоенный данным сведениям, в соответствии с п. п. 2.2 и 24 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях, утвержденной Приказом МВД РФ от 13 марта 2003 г. N 158.

Помимо указанных требований к запросу органа внутренних дел, представляется, что в связи с ограниченностью круга правонарушений, при выявлении, предупреждении и пресечении которых банки должны выдавать информацию, относящуюся к банковской тайне, такие запросы также должны содержать обязательную ссылку на соответствующие статьи УК РФ, содержащие состав налоговых преступлений, а именно - ст. ст. 199, 199.1, 199.2 УК РФ.

Наибольшие споры на практике вызывает вопрос об объеме сведений, предоставляемых банками органам и лицам, которые имеют право на получение информации, содержащей банковскую тайну. Наиболее исчерпывающе этот вопрос решен в отношениях банков с уполномоченным органом, осуществляющим меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. На этот счет ст. 26 Закона о банках дает прямую ссылку на соответствующий федеральный закон - о предоставлении сведений "в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". Банк руководствуется указанным Законом и соответствующими подзаконными актами, изданными в его исполнение. По поводу всех остальных органов и лиц ст. 26 Закона о банках упоминает некие "справки по операциям и счетам" юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и "справки по счетам и вкладам" физических лиц.

Отдельного законодательного определения понятия "справка" применительно к Закону о банках или к ГК РФ не существует. Однако в ст. 71 ГПК РФ и в ст. 75 АПК РФ понятие "справка" трактуется как вид письменных документов, содержащих сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела, выполненных в форме цифровой, графической записи, в том числе полученных посредством факсимильной, электронной или другой связи либо иным позволяющим установить достоверность документа способом (фактически - в любой произвольной форме, кроме случаев, когда форма какой-либо справки прямо предписана каким-либо нормативным актом). Некоторые законодательные акты, в частности ст. 17 Федерального закона "Об экспортном контроле" и ст. 2 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", упоминают также справки в устной форме, но только в контексте предоставления каких-либо сведений физическими лицами.

Однако исходя из того, что ст. 26 Закона о банках имеет в виду предоставление сведений банками, являющимися юридическими лицами, речь, конечно же, идет о справках, выдаваемых банками в письменной форме. Таким образом, под справкой "по операциям и счетам" либо "по счетам и вкладам" в контексте ст. 26 Закона о банках понимается любой выданный и удостоверенный банком документ, содержащий следующую информацию:

а) о наличии в банке счетов юридических и физических лиц в значении понятия "счет", содержащегося в ст. 845 ГК РФ, то есть счетов, на которых учитываются средства клиентов и по которым по их распоряжению проводятся расчетные операции;

б) о привлеченных банком во вклад средствах физических лиц в значении понятия "вклад", содержащегося в ст. 834 ГК РФ;

в) о совершаемых юридическими и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, операциях принятия и зачисления средств на счет, перечисления и выдачи средств со счета в контексте п. 1 ст. 845 и ст. 849 ГК РФ.

Иная информация о клиентах понятием справки "по операциям и счетам" либо "по счетам и вкладам" не охватывается, а понятие "справка" в данном случае не подлежит расширительному толкованию. Соответственно банк, относя любую информацию о клиентах к информации, защищенной банковской тайной в соответствии со ст. 857 ГК РФ и ст. 26 Закона о банках, не обязан предоставлять ее по запросам иных лиц и органов, если это прямо не предписано соответствующим законом, как это сделано, например, в отношении уполномоченного органа, осуществляющего меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Согласно Положению Банка России "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" от 5 декабря 2002 г. N 205-П (в ред. от 2 февраля 2004 г.) счета, открываемые банками клиентам, учитываются в виде отдельных лицевых счетов в балансе банка, на которых отражаются приходные и расходные операции клиентов, проходящих по данному счету. Экземпляры лицевых счетов с отражением всех операций по счету, отпечатанные в машинописном виде, являются выписками по клиентским счетам. Нетрудно заметить, что содержание таких выписок отвечает всем требованиям, предъявляемым к письменным справкам о счетах, операциях и вкладах. Соответственно на практике указанные выписки используются банками в качестве справок о счетах, вкладах и операциях клиентов, предоставляемых банками иным лицам в соответствии со ст. 26 Закона о банках.

В то же время органы, имеющие право на получение от банков информации, относящейся к банковской тайне, нередко помимо указанных справок о счетах, вкладах и операциях требуют предоставления иных имеющихся в банках документов, относящихся к деятельности клиентов, в том числе учредительных, регистрационных, договорных, платежных документов, документов, оформляющих, сопровождающих, подтверждающих операции клиентов и т. д. Между тем следует заметить, что ни один из имеющихся в банке документов, относящихся к деятельности клиента, кроме выписки с его лицевого счета, не подпадает под понятие справки о счетах, вкладах и операциях клиента. Следовательно, в обязанности банков не входит предоставление иным лицам в качестве справок каких-либо иных документов, кроме выписок с лицевых счетов клиентов. Это суждение подтверждается и Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 20 августа 2002 г. по делу N Ф04/2928-293/А67-2002, в котором сказано, что банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам проверяемых организаций, а не копии платежных документов, которые истребованы быть не могут. Представляется, что данное решение по аналогии, допускаемой гражданским правом, может быть использовано и в отношении других лиц и документов в тех случаях, когда речь идет о праве указанных лиц и об обязанности банков предоставлять справки о счетах, вкладах и операциях своих клиентов.

Таким образом, обязанность банков выдавать иным лицам справки о счетах, вкладах и операциях своих клиентов ограничивается предоставлением выписок по расчетным (текущим) счетам юридических лиц и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отражающих поступление и расходование средств на данном счете, а также предоставлением сообщений о наличии счетов и вкладов (денежных сумм, помещенных во вклад) "обычных" физических лиц. Следует заметить, что обязанность банков предоставлять сведения об операциях клиентов распространяется только на клиентов - юридических лиц и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. На "обычных" физических лиц это требование не распространяется. Поэтому банк в отношении таких клиентов обязан ограничиться только сведениями о наличии в банке их счетов и сумм вкладов, но не вправе предоставлять сведения о приходно-расходных операциях, прошедших по указанным счетам и вкладам.

------------------------------------------------------------------

Название документа