Каким образом учитываются для целей исчисления налогом на прибыль затраты, связанные с участием в выставке, в частности по монтажу и демонтажу выставочных стендов, на которых демонстрировалась продукция организации?

Ответ: Расходы на участие в выставках, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Сумма расходов определяется по курсу ЦБ РФ на дату их признания, то есть на дату подписания акта приемки-сдачи услуг (п. 10 ст. 272 НК РФ).

Согласно п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях гл. 25 НК РФ относятся:

- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Вышеуказанные расходы учитываются в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль без ограничений.

При этом остальные рекламные расходы принимаются в размере, не превышающем 1 процента от выручки налогоплательщика.

Однако необходимо обратить внимание, что перечня расходов на участие в выставке НК РФ не приводит.

В частности, представителями московской налоговой службы не раз давались разъяснения о том, что к ненормируемым расходам на участие в выставке, по их мнению, относятся лишь расходы по оплате вступительных взносов, разрешений и т. п. для участия в подобных выставках (Письма УМНС России по г. Москве от 15.12.2003 N 23-10/4/69784, УФНС России по г. Москве от 19.11.2004 N 26-12/74944), расходы на оплату услуг организаций устроителей выставки (Письмо УМНС России по г. Москве от 17.05.2004 N 26-12/33213).

Поэтому, принимая в полном объеме расходы на организацию выставки, налогоплательщик может столкнуться с вопросами налоговых органов о правомерности учета для целей налогообложения подобных расходов в полной сумме.

Однако точка зрения, изложенная в Письмах, представляется достаточно спорной.

НК РФ указывает на то, что расходы на участие в выставках учитываются без нормирования, не приводя при этом перечень конкретных расходов, которые можно отнести к выставочным.

На этом основании и используя положения п. 7 ст. 3 НК РФ, налогоплательщик вправе самостоятельно определять перечень затрат, относимых к расходам на участие в выставках самостоятельно.

В таких ситуациях поддерживают налогоплательщиков и судьи.

Например, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 13.01.2005 N А43-1729/2004-32-152 указано, что ни ст. 264 НК РФ, ни иные нормы действующего законодательства не раскрывают перечень затрат, включаемых в расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, а также что именно понимается под оформлением витрин, выставок-продаж, демонстрационных залов и какие затраты относятся к используемым в этих целях расходам. Следовательно, при классификации затрат и определении возможности отнесения их к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, целесообразно руководствоваться фактическим использованием тех или иных предметов в указанных целях. На этом основании суд признал правомерной позицию налогоплательщика об учете в составе расходов на участие в выставках затрат на оформление витрин, выставок-продаж, экспозиций в полном объеме.

Схожую точку зрения принял и ФАС Московского округа в Постановлении от 16.03.2009 N КА-А40/1402-09.

Учитывая изложенное, компания, у которой возникают расходы на участие в выставочных мероприятиях, согласно положениям НК РФ, может учитывать такие расходы в уменьшение налогооблагаемой прибыли в полном объеме.

Такая позиция может вызвать негативную реакцию со стороны налоговых органов и может повлечь за собой судебные разбирательства с налоговиками в случае несогласия их с такой позицией. Однако, учитывая отсутствие в налоговом законодательстве четкого перечня затрат на участие в выставке, у налогоплательщика в случае возникновения необходимости защиты своей точки зрения в суде есть шансы отстоять свою точку зрения.

Н. В.Галочкина

Начальник консультационного отдела

департамента аудита

ЗАО "СВ-Аудит"

14.01.2010