Организация (собственник аэропорта) намерена обустроить помещение для отдыха пилотов в ангарном комплексе деловой авиации, принадлежащем организации на праве собственности. Помещение предназначено для отдыха пилотов на время стоянки воздушных судов в ангарном комплексе. Оно будет укомплектовано мебелью (диваны, шкафы), в том числе и кухонной, предполагается закупка кухонной посуды, бытовой техники, а также пледов. Каков порядок учета расходов на приобретение указанного имущества в бухучете, а также в целях исчисления налога на прибыль?

Ответ: Налог на прибыль. В данной ситуации необходимо исходить из того, что пилоты не являются работниками данной организации. Ангарный комплекс используется как место стоянки для воздушных судов, соответственно, комната отдыха предоставляется клиенту организации.

Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В рассматриваемом случае комната отдыха, как и стоянка для воздушных судов, предоставляется клиенту. Соответственно, расходы по оборудованию комнаты отдыха экономически обоснованны, что должно быть подтверждено документально.

Рекомендуем организации в договоры с клиентами на предоставление стоянки для воздушного судна включить пункт о том, что во время стоянки воздушного судна в ангарном комплексе пилотам предоставляется комната для отдыха. Кроме того, следует указать, чем именно должна быть оборудована комната отдыха.

Таким образом, в случае закрепления в договоре обязанности организации предоставлять комнату отдыха для пилотов, а также документальной подтвержденности указанных расходов затраты по оборудованию комнаты отдыха экономически обоснованны и уменьшают налогооблагаемую прибыль. Организация в общеустановленном порядке имеет право принять к вычету НДС по указанным расходам на основании п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ.

Добавим, что в Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2008 N 60 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.5.1.2423-08" (вместе с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Гигиенические требования к условиям труда и отдыха для летного состава гражданской авиации. СанПиН 2.5.1.2423-08") (зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2009 N 13303) утверждены гигиенические требования к режимам труда и отдыха, медико-профилактическому обеспечению летного состава.

Вместе с тем если комната отдыха будет использоваться и работниками организации - собственника аэропорта, то рекомендуем руководствоваться следующим.

В силу пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель должен обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда.

В ст. 223 ТК РФ определено, что обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников организаций в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях в организации по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки.

Пункт 2.49 СНиП 2.09.04-87 "Административные и бытовые здания" (утв. Постановлением Госстроя СССР от 30.12.1987 N 313) предусматривает, что на предприятиях должны быть столовые или столовые-раздаточные, а при численности смены менее 30 человек вместо столовой может быть оборудована комната приема пищи.

Работники налоговых органов в авторских консультациях указывают, что, поскольку обязанность оборудовать комнаты отдыха установлена трудовым законодательством, затраты на оборудование такой комнаты относятся к расходам на обеспечение нормальных условий труда. Есть примеры судебных решений, подтверждающих данное мнение.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 02.04.2007 N Ф04-1822/2007(32980-А27-40) по делу N А27-11993/2006-2 (Определением ВАС РФ от 27.07.2007 N 9080/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ) признал, что общехозяйственные расходы на приобретение товарно-материальных ценностей (холодильников, чайников, микроволновых печей, морозильной камеры, электроплиты, пылесоса, стола обеденного, обогревателей, телевизора, подставки, лампы настольной, громкоговорящей связи, стойки с микрофоном, зеркал) связаны с обустройством комнат для обеда и отдыха и необходимы для организации нормальных условий труда работников, в связи с чем являются экономически обоснованными и направленными на получение дохода.

ФАС Московского округа в Постановлении от 30.12.2005, 27.12.2005 N КА-А40/13021-05-П указал, что приобретение товаров для оборудования кухни обусловлено особым характером осуществляемой деятельности и предъявляемыми требованиями п. 3.5.5 Гигиенических требований к производству и безопасности парфюмерно-косметической продукции. Санитарные правила и нормы. СанПиН 1.2.681-97 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.11.1997 N 26), в соответствии с которым производственные помещения должны быть изолированы от санитарно-бытовых, служебных, административных помещений. Прием пищи в производственных помещениях запрещен, поэтому расходы на оборудование комнат приема пищи учитываются при налогообложении прибыли.

ФАС Уральского округа в Постановлении от 15.10.2007 N Ф09-8348/07-С2 по делу N А47-10647/07 указал, что оборудование помещения для приема пищи предназначено для организации нормальных условий труда и непосредственно связано с производством. Следовательно, налогоплательщик правомерно признал понесенные расходы при налогообложении прибыли.

Использование возможностей статьи расходов пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ может быть обеспечено наличием у общества коллективного договора. В коллективном договоре следует закрепить понятие нормальных условий труда применительно к конкретной организации и описать обязательства, которые берет на себя работодатель по обеспечению таких условий.

Нужно также знать, что в настоящее время действует Постановление Минтруда России от 27.02.1995 N 11 "Об утверждении Рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда", в котором названы все обязательные и возможные мероприятия в этой области и имеются ссылки на нормативные документы (стандарты), на основании которых определяются безопасные и нормальные условия труда, разъясняется, какими документами, замерами должна подтверждаться необходимость тех или иных мер.

При составлении коллективного и трудового договоров в части формулирования обязательств работодателя по обеспечению нормальных условий труда полезно ознакомиться с Письмом Минтруда России от 23.01.1996 N 38-11 "Рекомендации по учету обязательств работодателя по условиям и охране труда в трудовом и коллективном договорах".

Однако при оборудовании комнаты отдыха для работников необходимо учитывать, что Минфин России, в свою очередь, не считает экономически обоснованными затраты на приобретение предметов интерьера для оформления офисов (Письмо от 25.05.2007 N 03-03-06/1/311).

Бухгалтерский учет. В зависимости от стоимости приобретаемые предметы для оборудования комнаты отдыха могут быть учтены либо в составе основных средств, либо в составе материально-производственных запасов.

В соответствии с п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.

М. В.Королева

Ведущий аудитор

ООО "Аудиторское партнерство"

С. А.Уварова

Аудитор

ООО "Аудиторское партнерство"

О. А.Шталенкова

Юрист

ООО "Аудиторское партнерство"

14.01.2010