В организации (МУП) завершено конкурсное производство. Полученное определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства направлено конкурсным управляющим в налоговый орган по месту налогового учета. В день, установленный для выдачи свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ о ликвидации организации, налоговый орган подал апелляционную жалобу на определение арбитражного суда и направил в адрес организации уведомление об оставлении документов без рассмотрения в связи с обжалованием судебного акта. Правомерны ли действия налогового органа в данной ситуации?

Ответ: В соответствии с п. 5 ст. 22, п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. При этом согласно п. 2 ст. 21 Закона N 129-ФЗ при ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства в регистрирующий орган представляется определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

Аналогичные положения содержатся в п. 3 ст. 149 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ), согласно которому определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. Соответствующая запись должна быть внесена в этот реестр не позднее чем через пять дней с даты представления определения суда. При этом указанное определение арбитражного суда представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, конкурсным управляющим по истечении тридцати, но не позднее шестидесяти дней с даты получения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства (п. 2 ст. 149 Закона N 127-ФЗ).

В данном пункте также указано, что определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства может быть обжаловано до даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц. Обжалование определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства приостанавливает исполнение этого определения.

В соответствии со ст. 273 Арбитражного процессуального кодекса РФ право обжалования судебных актов в порядке кассационного производства предоставлено лицам, участвующим в деле, а также иным лицам в случаях, предусмотренных АПК РФ. Статьей 223 АПК РФ также определено, что дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства). При этом согласно ст. 34 Закона N 127-ФЗ к числу лиц, участвующих в деле о банкротстве и, соответственно, имеющих право на обжалование судебных актов, относятся в том числе уполномоченные государственные органы. Органы ФНС России являются такими уполномоченными органами (п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).

Таким образом, в данном случае налоговый орган был вправе обжаловать определение арбитражного суда до истечения пятидневного срока, предусмотренного для внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц.

Однако в данном случае из условий вопроса следует, что жалоба на определение арбитражного суда была подана в день, когда должно было быть выдано свидетельство о ликвидации. При этом ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (п. 6 ст. 22 Закона N 129-ФЗ). В соответствии с п. п. 2 и 3 ст. 11 Закона N 129-ФЗ моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр. Форма и содержание документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Документом, подтверждающим факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, является, в частности, свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц по форме N Р50003 (Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и Требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей").

Таким образом, выдача свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ о ликвидации организации должна быть осуществлена не позднее одного рабочего дня после государственной регистрации (п. 3 ст. 11 Закона N 129-ФЗ).

Таким образом, в случае если апелляционная жалоба на определение арбитражного суда о прекращении конкурсного производства была подана налоговым органом в день, установленный для выдачи свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ о ликвидации организации, то есть по истечении пяти дней, установленных для внесения записи о ликвидации должника, то в этом случае действия налоговой инспекции являются неправомерными.

В. А.Емельянов

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

14.01.2010