Иностранной организацией, не имеющей представительства на территории РФ и не состоящей на учете в налоговых органах РФ в качестве налогоплательщика, являющейся издательством, российской организации, занимающейся предоставлением юридических услуг юридическим лицам с иностранным участием, оказаны услуги по публикации статьи научно-правового характера. Статья имеет целью распространение результатов научных исследований в области права, подписана работником российской организации и опубликована в журнале, распространяемом в разных странах. Признается ли в указанной ситуации территория Российской Федерации для целей НДС местом оказания услуг?

Ответ: Согласно пп. 4 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса РФ в целях гл. 21 НК РФ местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.

Местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в настоящем подпункте, на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство). Положение настоящего подпункта применяется при:

передаче, предоставлении патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав;

оказании услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации;

оказании консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

предоставлении персонала, в случае если персонал работает в месте деятельности покупателя;

сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств;

оказании услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг, предусмотренных настоящим подпунктом.

В рассматриваемой ситуации российская организация является покупателем услуг по публикации иностранной организацией статьи научно-правового характера.

Отметим, что услуги по публикации материалов в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, в частности абз. 5 указанного подпункта, не указаны.

Исходя из ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Представляется, что в указанной ситуации услуги по публикации материалов неправомерно рассматривать как рекламные, поскольку публикуемая статья носит характер правового исследования. Данные услуги правомерно было бы рассматривать как рекламные только в том случае, если бы статья содержала информацию, направленную на привлечение внимания к российской организации или оказываемым ей услугам.

Таким образом, в указанной ситуации территория Российской Федерации для целей НДС не является местом оказания услуг.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

12.01.2010