Налоговым органом вынесено постановление о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ, за несвоевременное представление сведений об изменении паспортных данных в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и наложении штрафа в размере 5000 руб. Может ли данное правонарушение быть признано малозначительным в силу ст. 2.9 КоАП РФ, учитывая небольшой пропуск срока (5 дней) для предоставления информации?

Ответ: Согласно п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" индивидуальный предприниматель в течение трех рабочих дней с момента изменения данных основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории РФ, обязан сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего жительства.

В силу ч. 3 ст. 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей.

Как установлено ст. 2.4 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если КоАП РФ не установлено иное.

ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).

Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Конституционный Суд РФ в Определении от 15.04.2008 N 248-О-О разъяснил: из ст. 2.9 КоАП РФ, рассматриваемой с учетом смысла, придаваемого ей сложившейся правоприменительной практикой, следует, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного суды должны исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" отмечено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства, в силу ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ, учитываются при назначении административного наказания.

Согласно п. 18.1 указанного Постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом п. 18 данного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Суды при решении указанного вопроса исходят из конкретных обстоятельств дела.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 10.05.2006 N А42-562/2006 указал, что предприниматель обратился в налоговый орган с заявлением об изменении данных добровольно, допустил небольшой пропуск срока для предоставления информации (24.09.2005 были изменены паспортные данные, а 03.10.2005 подано заявление в налоговую инспекцию), назначенное налоговым органом наказание было несоразмерно последствиям совершенного правонарушения. В связи с этим суд признал малозначительным совершенное предпринимателем правонарушение и вынес решение об отмене постановления о привлечении к административной ответственности.

В Постановлении от 16.08.2006, 09.08.2006 N Ф03-А37/06-2/2562 ФАС Дальневосточного округа указал на то, что правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ, не повлекло неблагоприятных последствий и носит формальный характер. В связи с этим постановление апелляционной инстанции о признании постановления о привлечении к административной ответственности незаконным было оставлено без изменения.

Таким образом, при установлении факта отсутствия неблагоприятных последствий и существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в результате совершения правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ, оно может быть признано малозначительным.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

12.01.2010