В первичном документе отсутствует печать организации-контрагента. Если принять такой документ к учету в целях исчисления налога на прибыль, будет ли это нарушением?
Ответ: Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты (п. 2 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ):
а) наименование документа;
б) дату составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Отсюда следует вывод, что законодательно не предусмотрено обязательное наличие печатей на документах, подтверждающих расходы. Отсутствие печати на документах, подтверждающих затраты на приобретение товаров (работ, услуг), не свидетельствует о безвозмездном приобретении товаров (работ, услуг), если эти товары (работы, услуги) приняты или использованы в производстве.
Это подтверждает судебная практика (Постановления ФАС Московского округа от 22.07.2009 N КА-А40/6679-09, ФАС Поволжского округа от 09.10.2007 N А65-24910/06, ФАС Северо-Кавказского округа от 20.03.2007 N Ф08-1197/2007-5080А, ФАС Уральского округа от 29.01.2008 N Ф09-9195/07-С2).
С. М.Дмитричева
ЗАО "Сплайн-Центр"
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
12.01.2010