Организация осуществляет оптовую торговлю лекарственными средствами (в том числе включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших), цена продажи которых регулируется государством в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.2001 N 782 "О государственном регулировании цен на лекарственные средства". При этом данное регулирование осуществляется не путем установления фиксированной государственной цены (тарифа), а путем установления только ее предельного уровня

Организация, в свою очередь, намерена в отдельных случаях, не нарушая требований законодательства РФ в части предельной цены, осуществлять торговлю лекарственными средствами, цены на которые регулируются государством в указанном выше порядке, по ценам ниже фактической отпускной цены производителя. Преследуемая при такой реализации цель - увеличение продаж и получение от производителя, поставившего товар организации, скидки (премии) без изменения цены товара за выполнение условий договора об объеме закупа данных лекарственных средств. Какую цену согласно положениям ст. 40 НК РФ в данном случае следует принимать для целей налогообложения реализации лекарственных средств по ценам ниже фактической цены производителя?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 12 января 2010 г. N 03-02-07/1-1

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение по вопросу о применении ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае продажи товаров по ценам ниже цены производителя, но в пределах цен, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации, и сообщается следующее.

В соответствии с п. 9.20 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н, вопросы правоприменительной практики рассматриваются федеральными службами в пределах их компетенции.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 21 Кодекса налогоплательщики вправе получать от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме), в частности, о порядке исчисления и уплаты налогов с учетом принципов определения цен для целей налогообложения.

Вместе с тем сообщается, что согласно п. 1 ст. 40 Кодекса для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы) (п. 13 ст. 40 Кодекса). Государственное регулирование ценообразования осуществляется в том числе посредством установления предельных цен и (или) предельных надбавок к ценам.

Следовательно, налогоплательщики вправе использовать для целей налогообложения цены, которые не превышают установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации предельного уровня соответствующих цен.

Налоговые органы вправе проверять правильность применения цен по сделкам при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов лишь в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 40 Кодекса.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

12.01.2010