Организация в апреле 2013 г. заключила с физическим лицом - пенсионером договор гражданско-правового характера на оказание услуг (выполнение работ) на сумму 15 000 руб. Гражданин при заключении договора не предъявлял организации трудовую книжку и не уведомил ее о том, что в предшествующий период являлся госслужащим. В ноябре 2013 г. организация получила предписание из органов прокуратуры о необходимости представления пояснений в связи с неуведомлением бывшего работодателя госслужащего о заключении указанного договора. По итогам рассмотрения пояснений организации работником прокуратуры был составлен протокол об административном нарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.29 КоАП РФ. Возможно ли привлечение организации (ее должностных лиц) к административной ответственности?

Ответ: Учитывая, что у организации отсутствовала информация от гражданина о том, что в период, не превышающий два года до заключения гражданско-правового договора, он являлся государственным служащим, и стоимость выполнения работ (оказания услуг) по договору гражданско-правового характера в течение месяца не превышала ста тысяч рублей, привлечение организации к административной ответственности по ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях неправомерно.

Обоснование: Общие вопросы заключения организацией договоров гражданско-правового характера с гражданами регулируются нормами гражданского законодательства РФ, в частности гл. 37 и 39 Гражданского кодекса РФ.

Перечень документов, предъявляемых гражданином для заключения таких договоров, определяется организацией самостоятельно (в отличие от требований, установленных ст. 64.1 Трудового кодекса РФ, в отношении трудовых договоров), и, как правило, наличие трудовой книжки в этих целях не требуется.

При этом в соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ) работодатель при заключении гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в ч. 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.

Согласно ч. 1 ст. 12 Закона N 273-ФЗ гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право выполнять в организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

С данной нормой корреспондирует содержание ч. 2 ст. 12 Закона N 273-ФЗ, которой определено, что гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в ч. 1 настоящей статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.

Рассматривая вышеуказанные нормы, Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики за четвертый квартал 2012 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.04.2013) указал, что несоблюдение работодателем (заказчиком работ, услуг) обязанности, предусмотренной ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ, в отношении бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего должность, включенную в указанные выше перечни, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, независимо от того, входили ли в должностные обязанности государственного или муниципального служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним трудовой договор (независимо от размера оплаты труда) и (или) гражданско-правовой договор (договоры), стоимость выполнения работ (оказания услуг) по которому (которым) в течение месяца превышает сто тысяч рублей.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, квалифицирующими признаками совершения соответствующего административного правонарушения являются:

1) наличие у организации информации от работника о том, что в период, не превышающий два года до заключения гражданско-правового договора, гражданин являлся государственным служащим;

2) стоимость выполнения работ (оказания услуг) по договору (договорам) в течение месяца превышает сто тысяч рублей.

При отсутствии одновременно двух вышеперечисленных элементов состав административного правонарушения отсутствует, а ответственность, предусмотренная ст. 19.29 КоАП РФ, не применяется.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что в силу ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ соответствующие сведения должны быть представлены работодателем в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 N 700 "О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы". Данным Постановлением установлены правила сообщения сведений работодателем исключительно при заключении трудового договора. Порядок предоставления сведений при заключении организацией договора гражданско-правового характера нормативно-правовыми актами РФ не установлен.

А. В.Телегус

Член Палаты налоговых консультантов

Российской Федерации

25.12.2013