Организация приобрела земельный участок, но право собственности на этот участок за ней не зарегистрировано. Можно ли считать, что если права на земельный участок не оформлены и соответствующие правоустанавливающие документы не получены, то уплачивать земельный налог не нужно?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно п. 1 ст. 551 Гражданского кодекса РФ переход права собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации. В ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" значится, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.

Таким образом, из буквального прочтения нормы ст. 388 НК РФ следует, что при отсутствии документа, подтверждающего право собственности на земельный участок, организация не является плательщиком земельного налога. Данная позиция также отражена в Определении Верховного Суда РФ от 12.07.2006 N 5-Г06-57, Постановлениях ФАС Северо-Кавказского округа от 13.03.2009 по делу N А32-420/2008-3/14, ФАС Московского округа от 06.08.2009 N КА-А40/7251-09, ФАС Уральского округа от 05.03.2008 N Ф09-1053/08-С3 по делу N А76-8742/07, Письме Минфина России от 27.03.2007 N 03-05-06-02/28.

Однако существует и противоположная точка зрения по данному вопросу, которая заключается в следующем: отсутствие документа на право пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения его от уплаты налога на землю (Постановления Президиума ВАС РФ от 14.10.2003 N 7644/03, ФАС Московского округа от 14.12.2006 по делу N КА-А40/12095-06-П, ФАС Центрального округа от 01.04.2009 N А68-3899/2008-174/5, ФАС Западно-Сибирского округа от 14.08.2007 N Ф04-5415/2007(37139-А46-37), Письмо Минфина России от 21.01.2005 N 03-06-02-02/03, Письмо Минфина России от 29.12.2007 N 03-05-05-02/82, направленное до нижестоящих налоговых органов Письмом ФНС России от 07.02.2008 N ШС-6-3/79@).

Согласно разъяснениям Минфина России, изложенным в Письме от 11.05.2006 N 03-06-02-02/37, организации и физические лица, не имеющие правоудостоверяющих и правоустанавливающих документов на фактически используемые земельные участки, в том числе и по договорам аренды зданий, сооружений, должны привлекаться к административной ответственности за уклонение от регистрации соответствующих прав на недвижимое имущество, предусмотренной ст. 19.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

С учетом вышеизложенного можно сделать следующий вывод: в случае принятия решения не уплачивать земельный налог ввиду отсутствия правоустанавливающих документов организация должна быть готова отстаивать данную позицию в суде, поскольку риски доначисления земельного налога и штрафных санкций в рассматриваемой ситуации велики. Учитывая неоднозначную арбитражную практику по данному вопросу, трудно предсказать, в пользу налоговых органов или налогоплательщика будет вынесено решение суда.

О. В.Егорова

ООО "ЭЛКОД"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

11.01.2010