В 2006 г. между муниципальным образованием и ООО был заключен договор купли-продажи (выкупа) земельного участка, по условиям которого ООО приобретало в собственность участок, находившийся в муниципальной собственности

В 2009 г. решением арбитражного суда по иску третьего лица данный договор в силу ст. ст. 166, 168 ГК РФ был признан недействительной (ничтожной) сделкой в связи с нарушением требований законодательства при его заключении.

Согласно ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий и недействительна с момента ее совершения.

Пунктом 32 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом; в связи с тем что ничтожная сделка не порождает юридических последствий, она может быть признана недействительной лишь с момента ее совершения.

Таким образом, ООО, как сторона недействительной сделки, не получило по этой сделке права собственности на участок.

Статьей 388 НК РФ определено, что плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Является ли ООО в указанной ситуации плательщиком земельного налога за период с момента государственной регистрации перехода права собственности по договору купли-продажи земельного участка до момента вступления в законную силу решения о признании сделки недействительной (ничтожной)? Подлежит ли возврату ранее уплаченный налог?

ООО в силу ст. 65 ЗК РФ, ст. ст. 1102, 1103 ГК РФ обязано выплатить в пользу муниципального образования сумму арендной платы за весь указанный период (в качестве неосновательного обогащения, возникшего в результате пользования участком без установленных законодательством правовых оснований). Таким образом, к ООО могут быть применены две формы платы за землю (арендная плата и земельный налог), что не допускается действующим законодательством.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 11 января 2010 г. N 03-05-05-02/01

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает, что в соответствии с Регламентом Минфина России, утвержденным Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н, в Минфине России не рассматриваются обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно отмечаем, что на основании ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Согласно ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 8 Гражданского кодекса).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом. Датой государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Таким образом, организация признается налогоплательщиком земельного налога в отношении земельного участка, перешедшего к ней по договору купли-продажи, с момента государственной регистрации права собственности на этот земельный участок до момента вступления в законную силу решения суда о признании договора купли-продажи недействительным.

В том случае если договор купли-продажи земельного участка признан судом недействительным, то сумму земельного налога, уплаченную организацией за период с момента государственной регистрации перехода права собственности по договору купли-продажи земельного участка до момента вступления в законную силу решения суда о признании сделки недействительной, следует признать излишне уплаченной.

Порядок зачета и возврата излишне уплаченных сумм регулируется гл. 12 Налогового кодекса.

Также обращаем внимание, что вопрос о возвращении неосновательного обогащения в связи с решением суда о признании договора купли-продажи земельного участка недействительным должен решаться в соответствии с гражданским законодательством.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

11.01.2010