Учитываются ли при исчислении налога на прибыль организаций расходы на оплату звонков, осуществленных работниками по сотовому телефону в нерабочее время?
Ответ: Согласно пп. 25 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся затраты на телефонные услуги. В Письме Минфина России от 07.12.2005 N 03-03-04/1/418 указано, что в случае ведения телефонных переговоров по сотовой связи в производственных целях во время нахождения сотрудника на отдыхе, в том числе в официально установленные выходные и праздничные дни и в период отпуска, затраты на оплату услуг сотовой связи также могут признаваться расходами в целях исчисления налога на прибыль. При этом подтверждением расходов должны выступать утвержденный перечень должностей сотрудников, договор с оператором сотовой связи, детализированные счета. По мнению чиновников, критерием экономической обоснованности расходов для целей налогообложения в данном случае будет являться необходимость работника в соответствии с установленными в должностной инструкции <*> обязанностями использовать сотовый телефон в служебных целях. -------------------------------- <*> В данном документе должно быть зафиксировано, что для выполнения трудовых обязанностей сотрудникам необходима сотовая связь. Если у хозяйствующего субъекта в силу каких-либо причин отсутствуют должностные инструкции, то необходимость обеспечения работника сотовой связью можно отразить в трудовом или коллективном договоре.
В Постановлении от 20.07.2007 N А05-692/2007 ФАС Северо-Западного округа указал, что ссылка налогового органа на осуществление организацией телефонных переговоров по окончании рабочего времени сама по себе не свидетельствует о непроизводственном характере данных переговоров и не препятствует учету этих затрат в качестве прочих расходов, связанных с реализацией (см. также Постановление ФАС Московского округа от 31.05.2006 N КА-А41/4511-06). При рассмотрении спора ФАС Московского округа в Постановлении от 19.01.2009 N КА-А40/12732-08 принял во внимание пояснения налогоплательщика о том, что условия тарифных планов оператора сотовой связи не позволяют выделить звонки, сделанные в рабочее и в нерабочее время. В результате арбитры заявили, что использование налогоплательщиком сотовой связи вне рабочего времени и отсутствие лимита расходования денежных средств на мобильную связь в приказах не свидетельствуют об отсутствии производственной направленности расходов на сотовую связь с учетом представленных должностных инструкций, приказов об использовании мобильной связи отдельными должностными лицами в нерабочее время. Кроме того, ФАС Московского округа указал, что производственная направленность телефонных разговоров не опровергается отсутствием отражения в документации налогоплательщика абонентов, поскольку не каждый звонок сопровождается оформлением заключения договора или возникновением иной связи между абонентами. Таким образом, учитывая разъяснения Минфина России, а также сложившуюся арбитражную практику, можно сделать вывод, что организация вправе учесть расходы на сотовую связь при осуществлении звонков сотрудниками в нерабочее время в целях исчисления налога на прибыль организаций при условии соответствия произведенных расходов требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ. В случае возникновения спора с налоговым органом организация может подать соответствующую жалобу в вышестоящий налоговый орган (УФНС России) или обратиться в арбитражный суд.
С. Н.Кудряшов Консалтинговая группа "Аюдар" 30.12.2009