Каким образом учитываются в целях исчисления налога на прибыль организаций расходы на содержание вахтового поселка, если нормативы таких расходов органами местного самоуправления не утверждены и в то же время на соответствующей территории отсутствуют аналогичные объекты, подведомственные органам местного самоуправления? Можно ли учесть для целей исчисления налога на прибыль организаций расходы на аренду мест в общежитии для размещения вахтового персонала (в случае когда организация не содержит собственные комплексы, отвечающие требованиям, предъявляемым к вахтовым (временным) поселкам)?

Ответ: В соответствии с пп. 32 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ расходы на содержание вахтовых и временных поселков, включая все объекты жилищно-коммунального и социально-бытового назначения, подсобных хозяйств и иных аналогичных служб, в организациях, осуществляющих свою деятельность вахтовым способом или работающих в полевых (экспедиционных) условиях, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Указанные расходы для целей налогообложения признаются в пределах нормативов на содержание аналогичных объектов и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту деятельности налогоплательщика. Если такие нормативы органами местного самоуправления не утверждены, налогоплательщик вправе применять порядок определения расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории и подведомственных указанным органам.

Если органом местного самоуправления не утверждены нормативы на содержание подобных объектов и на данной территории отсутствуют аналогичные объекты, подведомственные органам местного самоуправления, то в этом случае расходы на содержание вахтовых и временных поселков признаются в размере фактических затрат налогоплательщика. Такое мнение не раз высказывал Минфин России в Письмах от 16.06.2009 N 03-04-06-01/137, от 19.12.2008 N 03-03-06/1/703, от 05.11.2008 N 03-03-06/1/616, от 28.07.2008 N 03-03-06/1/435.

Подпункт 32 п. 1 ст. 264 НК РФ не дает конкретного перечня объектов и служб, затраты по которым можно учитывать как расходы на содержание вахтового поселка. Поэтому на практике возникают споры относительно расходов на тот или иной объект. Например, такой спор рассматривал ФАС Поволжского округа в Постановлении от 28.02.2008 N А55-9282/07-3 относительно признания в расходах для целей налогообложения затрат на содержание спорткомплекса. Судьи признали правомерным включение налогоплательщиком расходов на амортизацию, оплату электроэнергии здания спорткомплекса в состав прочих расходов на основании пп. 32 п. 1 ст. 264 НК РФ, а также учет расходов на содержание спорткомплекса при расчете норматива на содержание вахтового поселка.

По мнению Минфина России, высказанному в Письме от 05.11.2008 N 03-03-06/1/613, если организация не содержит вахтовые поселки, а заключает с собственником вахтовых поселков договор аренды на используемые для проживания вахтовиков площади, то арендные платежи по указанным договорам включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Данным подпунктом руководствовался и ФАС Московского округа, вынося решение в пользу налогоплательщика (см. Постановление от 10.09.2008 N КА-А40/7745-08). Судьи отклонили довод налогового органа о необоснованном отнесении на расходы без учета установленных норм затрат организации на аренду койко-мест в вахтовых общежитиях согласно пп. 32 п. 1 ст. 264 НК РФ. При этом суд сослался на положения пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ, которыми предусмотрено отнесение в состав прочих расходов затрат в виде арендных платежей без ограничения какими-либо нормативами.

Таким образом, организация вправе учесть при исчислении налога на прибыль организаций сумму арендных платежей за помещения, используемые для проживания вахтовых работников, на основании пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ в полном объеме при соответствии расходов требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ. Расходы на содержание вахтового поселка, если нормативы таких расходов органами местного самоуправления не утверждены и в то же время на данной территории отсутствуют аналогичные объекты, подведомственные органам местного самоуправления, признаются в размере фактических затрат налогоплательщика.

Е. Л.Ермошина

Консалтинговая группа "Аюдар"

30.12.2009