Следует ли ООО уплачивать земельный налог в отношении земельного участка, расположенного под объектом недвижимого имущества, при совокупности или частичном наличии ниже оговоренных обстоятельств: объект недвижимого имущества находится на балансе организации, оформление прав собственности в установленном порядке на него в настоящее время не завершено либо невозможно в силу объективных причин (таких, как отказ уполномоченных органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ввиду отсутствия первичной документации на строительство объекта, наличие судебных решений об отказе в удовлетворении требований об установлении права собственности на объект); земельный участок, расположенный под вышеназванным объектом, не сформирован в установленном порядке, на право владения и пользования земельным участком отсутствует первичная документация (свидетельство о праве постоянного бессрочного пользования земельным участком; акт о выделе земельного участка и пр.), отсутствуют данные о его размере, необходимые для уплаты земельного налога, либо имеется документация на право пользования земельным участком, последний состоит на кадастровом учете, однако в обоих случаях на него в установленном порядке не оформлено право собственности? Если уплата земельного налога необходима, то как рассчитывать его сумму при отсутствии официально закрепленных данных о размере земельного участка в соответствующих решениях, реестрах? Является ли ООО плательщиком земельного налога за пользование земельным участком, расположенным под недвижимым имуществом, принадлежащим ООО на правах собственности и находящимся в многоквартирном жилом доме, с учетом нижеприведенных положений: ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", в частности, определяет, что земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Кроме того, п. 5 указанной статьи устанавливает, что с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Однако, учитывая положения, закрепленные в п. 1 ст. 131 ГК РФ, указанные права (переход прав) на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Таким образом, земельный участок, расположенный под многоквартирным домом, до момента оформления в установленном порядке права на общую долевую собственность на него считается не перешедшим в собственность всех сособственников помещений многоквартирного дома, а следовательно, последние, в силу положений п. 1 ст. 388 НК РФ, не являются плательщиками земельного налога. Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 37 ЖК РФ установлено, что доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения. Руководствуясь положениями ст. ст. 36, 37 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирных жилых домах следует уплачивать земельный налог в размере, пропорциональном размеру доли в общей долевой собственности сособственников жилого дома. Таким образом, для исчисления суммы земельного налога ООО необходимо уточнить внутреннюю площадь всех помещений, находящихся в жилом доме, рассчитать соотношение между внутренней площадью помещения, принадлежащего на правах собственности ООО, и внутренней площадью всех помещений жилого дома и соответственно определить долю в общей долевой собственности сособственников, равную доле на земельный участок. Фактически в ходе обращения ООО в целях уточнения вышеназванных внутренних площадей в соответствующие органы, осуществляющие технический учет и инвентаризацию недвижимости, были получены ответы о невозможности предоставления указанных данных в связи с тем, что техническая инвентаризация жилых зданий не проводилась более 5 лет, а в отдельных случаях - более 35 лет, соответственно, в зданиях произошли существенные изменения, которые не вносились в общий технический паспорт здания, следовательно, имеется разница между фактическим состоянием площадей помещений и данными технического паспорта, составленного на дату последней инвентаризации. Если ООО признается плательщиком земельного налога, то каков порядок и обоснованно ли исчисление земельного налога, учитывая невозможность точного определения доли ООО в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирных домах?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 декабря 2009 г. N 03-05-05-02/88
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает, что в соответствии с регламентом Минфина России, утвержденным Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н, в Минфине России не рассматриваются обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно отмечаем, что в соответствии со ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Согласно ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Также обращаем внимание, что объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 Налогового кодекса).
В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Следовательно, объект налогообложения земельным налогом возникает только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован.
Данная правовая позиция находит отражение в п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54.
На основании ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 189-ФЗ) если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, сформирован и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, то такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Как отмечалось выше, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При этом п. 2 ст. 8 Гражданского кодекса установлено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Таким образом, если права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента их регистрации, то государственная регистрация этих прав носит правообразующий характер, а в случае, когда право на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает в соответствии с федеральным законом не с момента государственной регистрации, государственная регистрация носит правоподтверждающий характер.
Поэтому если право на земельный участок возникает у организации в силу закона, то обязанность по уплате земельного налога у этой организации возникает с момента возникновения такого права.
Согласно п. 1 ст. 392 Налогового кодекса налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме пропорциональна размеру общей площади принадлежащего на праве собственности помещения в многоквартирном доме, если принятым до вступления в силу Федерального закона N 189-ФЗ решением общего собрания собственников помещений или иным соглашением всех участников долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме не установлено иное (ст. 15 Федерального закона N 189-ФЗ).
При этом полагаем, что доля в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме для целей исчисления земельного налога может быть определена на основании имеющейся в органах, осуществляющих технический учет и инвентаризацию недвижимости, технической документации на жилой дом.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В.РАЗГУЛИН
30.12.2009