В организации прошла камеральная налоговая проверка, вручен акт камеральной проверки, уведомление о вызове налогоплательщика на рассмотрение материалов проверки получено по почте простым письмом с опозданием. В результате решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности было принято без представителей организации. Права ли налоговая инспекция?

Ответ: В соответствии с абз. 2 п. 14 ст. 101 Налогового кодекса РФ у налогоплательщика, в отношении которого проводилась проверка, есть право участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и представлять объяснения. На рассмотрение материалов проверки налоговый орган обязан пригласить налогоплательщика независимо от того, представил он письменные возражения или нет (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.02.2008 N Ф08-737/08-262А). Обязанностью инспекции является надлежащее извещение о времени и месте рассмотрения материалов проверки (абз. 1 п. 2 ст. 101 НК РФ). НК РФ прямо не указывает, каким образом необходимо извещать налогоплательщика. По разъяснениям Минфина России, извещение передается любым способом, свидетельствующим о дате его получения лицом, в отношении которого проводилась налоговая проверка. Датой вручения указанного извещения, направленного налоговым органом по почте заказным письмом, считается шестой день считая с даты отправки заказного письма (Письмо Минфина России от 13.07.2007 N 03-02-07/1-330). С позицией Минфина России, что датой получения извещения признается шестой день после отправки письма, можно не согласиться. В НК РФ лишь в отдельных случаях специально указывается возможность признать исполненной процедуру извещения налогоплательщика на шестой день после высылки ему почтового отправления. Известить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговые органы должны заблаговременно, и у инспектора должны быть доказательства того, что извещение действительно получено. В рассматриваемом случае, если письмо отправлено без уведомления, у налоговых органов такое доказательство отсутствует.

Тот факт, что налогоплательщика уведомили уже после того, как рассмотрение состоялось и решение вынесено, является нарушением условия процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и основанием для отмены вышестоящим налоговым органом (п. 14 ст. 101 НК РФ) или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (Постановления Президиума ВАС РФ от 12.02.2008 N 12566/07, ФАС Центрального округа от 06.10.2008 N А64-5745/07-22, ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.08.2008 N А74-143/08-Ф02-4092/08).

Таким образом, в данном случае налогоплательщик лишается возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов камеральной проверки и не может реализовать предоставленные ему права и использовать предусмотренные законом меры для защиты своих прав и законных интересов, а также представлять возражения. В связи с изложенным действия налогового органа представляются неправомерными.

Т. М.Гаврилина

ЗАО "Сплайн-Центр"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

29.12.2009