Организация фактически находится по адресу, который не зарегистрирован в учредительных документах. В каком порядке налоговые органы в целях проведения выездной налоговой проверки должны вручить решение о назначении данной проверки?

Ответ: Статья 89 Налогового кодекса РФ, в которой прописана процедура проведения выездной налоговой проверки, не содержит норм, регламентирующих порядок вручения решения о назначении выездной проверки. Данное решение вручается руководителю либо иному уполномоченному лицу организации-налогоплательщика. Если они уклоняются от получения (при этом факт уклонения налоговому органу будет необходимо доказать), решение чаще всего направляется заказным письмом.

Вопрос о несовпадении фактического и юридического адресов предприятия в настоящее время актуален. Заказное письмо может вернуться в инспекцию с пометкой, что данная организация по указанному адресу не находится. Кроме того, в соответствии со ст. ст. 90, 92 НК РФ при выездной проверке налоговый инспектор может выявить несовпадение юридического адреса и ее фактического местонахождения путем проведения осмотра или путем опроса свидетеля, при котором даны показания, что данная организация в здании, находящемся по адресу, указанному при ее государственной регистрации, помещений в собственности не имеет и не арендует.

Налоговые органы при отсутствии организации по юридическому адресу могут, в соответствии с ч. 3 ст. 14.25, ст. 23.61 Кодекса РФ об административных правонарушениях (Письмо УФНС России по г. Москве от 26.06.2007 N 09-10/060223@), наложить на руководителя административный штраф за представление недостоверных сведений о юридическом лице в налоговый орган в размере 5000 руб. В этом случае инспектору необходимо доказать, что сведения о месте нахождения организации, представленные при ее государственной регистрации, изначально были недостоверны. Однако доказать этот факт практически невозможно (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.05.2007 N А69-2603/06-3-Ф02-2744/07; ФАС Западно-Сибирского округа от 14.08.2007 N Ф04-5475/2007(37088-А67-15), от 30.08.2007 N Ф04-5832/2007(37548-А67-37)).

На практике имеются случаи, когда налоговые органы при проведении выездной проверки, не обнаружив организацию по указанному в учредительных документах адресу, обращались в суд с иском о ее ликвидации в соответствии с п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса РФ, п. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Однако суды такие требования не удовлетворяют, поскольку отсутствие организации по юридическому адресу не является неустранимым грубым нарушением п. п. 2, 3 ст. 61 ГК РФ. Организация имеет возможность внести изменения в учредительные документы в части юридического адреса и устранить данные нарушения (Определение ВАС РФ от 30.05.2007 N 5933/07; Постановления ФАС Дальневосточного округа от 13.11.2008 N Ф03-5002/2008, от 13.02.2007 N Ф03-А73/06-1/5353; ФАС Западно-Сибирского округа от 17.07.2007 N Ф04-4814/2007(36344-А03-40)).

Ведение деятельности по адресу, отличному от места нахождения, указанного в учредительных документах, может рассматриваться налоговыми органами как создание обособленного подразделения (Постановление ФАС Московского округа от 20.06.2007 N КА-40/5386-07). При этом на основании п. 4 ст. 83 НК РФ организация должна подать заявление о постановке ее на учет в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения данного подразделения (если организация не состоит на учете по другим основаниям в налоговых органах на территории муниципального образования, в котором создано это обособленное подразделение). В иных случаях постановка на учет организации в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений осуществляется налоговыми органами на основании сообщений в письменной форме, представляемых этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ.

1. Невыполнение обязанности по представлению сообщения может повлечь взыскание штрафа с организации в размере 50 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ), а также с руководителя организации в размере от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

2. Неисполнение обязанности по подаче заявления о постановке на учет влечет взыскание штрафа с организации в размере 5000 руб. (если просрочка составила не более 90 календарных дней) или 10 000 руб. (если просрочка - более 90 календарных дней) (ст. 116 НК РФ), а также с руководителя организации в размере от 500 до 1000 руб. (ч. 1 ст. 15.3 КоАП РФ).

За ведение организацией деятельности через обособленное подразделение без постановки на учет в налоговом органе по месту его нахождения может быть взыскан штраф с организации в размере 10% от дохода, полученного в период ведения деятельности без постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения, но не менее 20 000 руб., если деятельность велась менее 90 календарных дней, или 20% от дохода, полученного в период деятельности без постановки на учет более 90 календарных дней, но не менее 40 000 руб. (ст. 117 НК РФ), а также с руководителя организации - в размере от 2000 до 3000 руб. (ч. 2 ст. 15.3 КоАП РФ).

Для своевременного вручения решения о проведении выездной налоговой проверки контролирующие органы должны располагать сведениями о фактическом адресе, по которому возможна оперативная связь с организацией. Организация может уведомить налоговые органы о почтовом адресе, указывать адрес фактического местонахождения, контактные телефоны в декларациях, расчетах. Если контролирующим органам известны сведения не только о юридическом адресе организации, но и о ее контактных телефонах, почтовом адресе, адресах генерального директора, учредителя, они будут обязаны отправлять любую корреспонденцию по этим адресам и предпринимать все меры к розыску налогоплательщика, что подтверждается также арбитражной практикой (Постановления Президиума ВАС РФ от 15.11.2005 N 9357/05; ФАС Московского округа от 14.03.2008 N КА-А40/1657-08-П, от 19.03.2008 N КА-А40/591-08, от 28.05.2007 N КА-А40/4283-07).

Отметим, что налоговые органы заинтересованы в наиболее скором сроке вручения решения о проведении выездной налоговой проверки. Это связано со следующим. В соответствии с п. 8 ст. 89 НК РФ срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки. Корректировка даты начала проверки в НК РФ не предусмотрена, следовательно, отведенное время на проведение проверки может сильно сократиться или истечь, а проверка так не начнется. Налоговые органы не смогут также воспользоваться положениями п. 9 ст. 89 НК РФ (приостановить проведение выездной налоговой проверки) и пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ (определить суммы налогов расчетным путем).

Т. М.Гаврилина

ЗАО "Сплайн-Центр"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

29.12.2009