Организация занимается международными грузоперевозками автомобильным транспортом. При заполнении декларации по НДС сумма налоговой базы по реализации товаров (работ, услуг) по ставке 0 процентов отражена в разд. 5 декларации, а сумма "входного" НДС ошибочно отражена в разд. 3 декларации. В ходе камеральной налоговой проверки организации отказали в принятии к вычету НДС по причине отражения суммы вычета по строке 220 разд. 3 налоговой декларации, а также привлекли к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ. Правомерна ли позиция налогового органа в рассматриваемой ситуации, если информацию о допущенной ошибке в ходе проведения камеральной налоговой проверки организация не получала?

Ответ: В соответствии с п. 27 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного Приказом Минфина России от 07.11.2006 N 136н, при заполнении разд. 5 декларации в графе 4 по строке 010 по каждому коду операции отражаются налоговые вычеты по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально подтверждена.

Согласно п. 25 данного Порядка в графе 4 по строке 220 разд. 3 декларации налогоплательщик отражает суммы налога по товарам (работам, услугам), основным средствам, нематериальным активам и имущественным правам, приобретенным (полученным правопреемником при реорганизации, а также налогоплательщиком в качестве вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал или фонд) для осуществления налогооблагаемых операций, принимаемые к вычету в установленном порядке (п. п. 1, 5, 8 ст. 172 Налогового кодекса РФ).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации сумму вычетов организация должна была указать в графе 4 разд. 5 налоговой декларации.

В соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ (п. 5 ст. 88 НК РФ).

В ходе проведения камеральной налоговой проверки информацию о выявленной ошибке и требование о предоставлении пояснений организация не получала, в связи с чем у нее не было возможности предоставить в налоговый орган пояснения относительно выявленной ошибки и внести соответствующие исправления.

В соответствии с Требованиями к составлению акта налоговой проверки, утвержденными Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@, отражаемые в акте факты должны являться результатом тщательно проведенной проверки, исключать фактические неточности, обеспечивать полноту вывода о несоответствии законодательству о налогах и сборах совершенных проверяемым лицом деяний (действий или бездействия). По каждому отраженному в акте факту нарушения законодательства о налогах и сборах должна быть четко изложена квалификация совершенного правонарушения со ссылками на соответствующие нормы НК РФ, законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, которые нарушены проверяемым лицом.

По нашему мнению, неправильное заполнение декларации не может являться основанием для отказа в принятии к вычету суммы налога ввиду отсутствия данного основания в НК РФ.

Из вышеизложенного следует, что налоговая инспекция не выполнила обязанности, возложенные на нее положениями ст. 88 НК РФ: до составления акта камеральной проверки не сообщила организации об обнаружении ошибки в декларации и не потребовала ее устранения в установленный для этого срок, кроме того, вывод налогового органа о неправомерном применении налоговых вычетов НДС не основывается на нормах НК РФ, поэтому считаем, что отказ в применении налогового вычета неправомерен, мера ответственности за совершение данного налогового правонарушения не должна применяться, так как действия организации не содержат состава налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ.

О. В.Егорова

ООО "ЭЛКОД"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

29.12.2009