Госзаказчиком - государственным бюджетным учреждением в установленном порядке создана конкурсная комиссия для проведения открытого конкурса на оказание услуг для государственных нужд, действующая от имени госзаказчика. Госзаказчик в установленном порядке известил о проведении указанного конкурса, разместил конкурсную документацию. На конкурс подано 3 заявки, в том числе от организации А. По результатам рассмотрения заявки организации А конкурсной комиссией принято решение об отказе в допуске ее к участию в конкурсе по причине несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации. Организация А намерена обжаловать действия (решение) конкурсной комиссии в арбитражный суд. Организация А просит разъяснить, вправе ли она в качестве ответчика указать в жалобе не конкурсную комиссию, а госзаказчика?

Ответ: В соответствии с ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном гл. 8 Закона N 94-ФЗ, действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа.

Согласно ч. 1 ст. 27 Закона N 94-ФЗ конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со ст. 11 Закона N 94-ФЗ. Срок рассмотрения заявок на участие в конкурсе не может превышать двадцать дней со дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.

На основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 12 Закона N 94-ФЗ, а также оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе, который ведется конкурсной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе (ч. 2 ст. 27 Закона N 94-ФЗ).

При рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе (п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ).

Состав лиц, участвующих в деле, указан в ст. 40 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Лицами, участвующими в деле, являются:

стороны;

заявители и заинтересованные лица - по делам особого производства, по делам о несостоятельности (банкротстве) и в иных предусмотренных АПК РФ случаях;

третьи лица;

прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, граждане, обратившиеся в арбитражный суд в случаях, предусмотренных АПК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 44 АПК РФ сторонами в арбитражном процессе являются истец и ответчик.

Ответчиками являются организации и граждане, к которым предъявлен иск (ч. 3 ст. 44 АПК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона N 94-ФЗ государственными заказчиками, муниципальными заказчиками могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона N 94-ФЗ при размещении заказа путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги создается конкурсная, аукционная или котировочная комиссия.

Исходя из п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Следовательно, конкурсная комиссия не является юридическим лицом.

ФАС Уральского округа в Постановлении от 17.12.2008 N Ф09-9604/08-С5 (Определением ВАС РФ от 10.03.2009 N 1996/09 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного Постановления, Решения Арбитражного суда Челябинской области от 04.07.2008 и Постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2008) установил, что Управление муниципального заказа как уполномоченный орган по организации и проведению открытого конкурса создало конкурсную комиссию. Суд пришел к выводу, что конкурсная комиссия не является постоянно действующим органом, не обладает статусом юридического лица, создается на период проведения конкурса организатором конкурса и действует от лица организатора конкурса. Поэтому ответчиком по иску об обжаловании действий конкурсной комиссии является Управление муниципального заказа, исковые требования к которому по настоящему делу истцом заявлены и рассмотрены.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 20.11.2007 N Ф04-7959/2007(40205-А75-7) (Определением ВАС РФ от 25.03.2008 N 3618/08 в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного Постановления отказано), рассматривая заявление организации о признании недействительным решения единой конкурсной комиссии об отказе в допуске к участию в конкурсе, принял во внимание специфику данной категории споров, а также то, что основанием для обращения в арбитражный суд послужили не формальные нарушения конкурса, а несоответствие отказа в участии общества в конкурсе требованиям конкурсной документации. Суд посчитал, что необходимость участия в деле в качестве ответчика конкурсной комиссии отсутствует и ее неучастие не может влечь отказ в удовлетворении заявленных обществом требований. Организация обратилась с заявлением к исполнительному органу и к заказчику, поскольку его требование связано с полномочиями Департамента экономической политики субъекта РФ и Дорожного департамента субъекта РФ при проведении конкурса, и спор между указанными выше сторонами подлежит рассмотрению.

В то же время следует отметить, что Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 08.08.2007 N 17АП-4554/07-АК (Постановлением ФАС Уральского округа от 18.12.2007 N Ф09-7886/07-С5 данное Постановление оставлено без изменения) рассмотрел заявление организации о признании незаконными действий ответчиков: действия Дорожного агентства субъекта РФ по составлению конкурсной документации в части невключения порядка оценки и сопоставления заявок по одному из критериев; действия межведомственной конкурсной комиссии по оценке и сопоставлению заявок участников конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по содержанию региональных автомобильных дорог.

Учитывая приведенные выводы судебной практики, организация А в указанной ситуации вправе в качестве ответчика указать в жалобе не конкурсную комиссию, а госзаказчика, учитывая, что конкурсная комиссия не является юридическим лицом, создана для проведения открытого конкурса и действует от имени госзаказчика.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

24.12.2009