Гражданско-правовые полномочия лица, временно исполняющего обязанности руководителя организации

(Лазарев В. Г.) ("Право и экономика", N 4, 2004) Текст документа

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ЛИЦА, ВРЕМЕННО ИСПОЛНЯЮЩЕГО ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ

В. Г. ЛАЗАРЕВ

Лазарев Владислав Григорьевич Ведущий юрист консультационной группы "Интеллект", г. Москва. Специалист по гражданскому праву, гражданскому и арбитражному процессу. Родился 16 сентября 1967 г. в Челябинской обл. Окончил в 1994 г. Уральскую государственную юридическую академию. С 1995 по 2001 гг. - адвокат Свердловской областной коллегии адвокатов.

В некоторых случаях единоличный исполнительный орган юридического лица временно передает свои полномочия, частично или полностью, какому-либо третьему лицу, как правило заместителю. При этом такая передача полномочий осуществляется посредством издания единоличным исполнительным органом какого-либо акта (приказа, распоряжения) о назначении "временно исполняющего обязанности директора (генерального директора, президента и т. д.)".

Суды (Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов) полагают, что: 1) издание единоличным исполнительным органом акта о назначении временно исполняющего обязанности является достаточным для передачи временно исполняющему обязанности полномочий единоличного исполнительного органа, включая право действовать без доверенности от имени юридического лица в судебном процессе <*>; -------------------------------- <*> Постановления Президиума ВАС РФ от 30 марта 1999 г. N 488/99, от 23 декабря 1997 г. N 5589/97, от 24 марта 1998 г. N 6813/97; Постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 марта 2003 г. N КГ-А40/1501-03 и N КГ-А40/8026-02; Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 декабря 2001 г. N А19-7843/01-5-Ф02-3128/01-С1.

2) объем прав и обязанностей лица, временно исполняющего обязанности, равен объему прав и обязанностей, которые предоставлены материальным и процессуальным законодательством единоличному исполнительному органу, и включает в том числе право совершать без доверенности сделки от имени юридического лица, право вести без доверенности дела юридического лица в суде. Объем прав и обязанностей лица, временно исполняющего обязанности, может быть изменен только в порядке, в котором изменяются права и обязанности единоличного исполнительного органа. Единоличный исполнительный орган не вправе своим приказом или доверенностью изменять объем прав и обязанностей лица, временно исполняющего обязанности <*>. -------------------------------- <*> Постановления Президиума ВАС РФ от 24 марта 1998 г. N 6813/97, Федерального арбитражного суда Московского округа от 8 февраля 2001 г. N КГ-А41/110-01, Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 августа 2000 г. N А13-1660/00-11.

На мой взгляд, такой подход арбитражных судов к полномочиям лиц, временно исполняющих обязанности, не совсем обоснован. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, состав, порядок назначения (избрания) которых определяется законом и учредительными документами (ст. ст. 52, 53 ГК РФ). Система органов юридических лиц определенного вида устанавливается ГК РФ (ст. ст. 71, 84, 103) и законами, регулирующими правовое положение конкретных видов юридических лиц. В любом случае перечень органов юридического лица определенного вида является исчерпывающим и содержится либо в законах, либо в законах и учредительных документах. Такой орган, как "временно исполняющий обязанности", не предусмотрен ни ГК РФ, ни законами, регулирующими правовое положение конкретных видов юридических лиц. Исключением является ст. 69 Федерального закона "Об акционерных обществах", устанавливающая возможность создания "временного исполнительного органа", но вышеуказанные судебные решения были приняты до вступления в силу изменений к Закону об акционерных обществах, дающих акционерным обществам право создавать временные исполнительные органы, и эти решения были вынесены не только в отношении акционерных обществ. Названная статья говорит о "временном исполнительном органе", судебные решения и деловая практика касаются "временно исполняющего обязанности". Полномочия по руководству текущей деятельностью юридических лиц, право без доверенности действовать от имени юридического лица, в том числе право представлять интересы юридического лица, право совершать сделки от его имени, право утверждать штаты, издавать приказы законодательством прямо отнесены к компетенции единоличного исполнительного органа (ст. 40 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, ст. 69 Закона об акционерных обществах, ст. 19 Закона РФ "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", ст. 26 Закона о сельскохозяйственной кооперации). Более того, к компетенции единоличного исполнительного органа отнесено решение всех вопросов, которые не относятся к компетенции коллегиальных органов управления юридического лица, т. е. компетенция органов юридического лица законами распределена среди прямо оговоренных законом органов. Даже если учредительные документы юридического лица предусматривают создание такого органа, как "временно исполняющий обязанности", такой орган не будет иметь компетенции. Наделение такого органа правом решать какие-либо вопросы будет являться прямым нарушением закона, т. к. в этом случае органы юридического лица будут лишаться права осуществлять полномочия, прямо отнесенные к их компетенции. Положения учредительных документов, противоречащие норме закона, не подлежат применению (Постановление Президиума ВАС РФ от 8 августа 2000 г. N 4208/98). Назначение лица "временно исполняющим обязанности" - это, по существу, формирование единоличного исполнительного органа, т. к. "временно исполняющий обязанности" наделяется полномочиями единоличного исполнительного органа. Формирование органа юридического лица осуществляется согласно процедурам, установленным законами. Гражданский кодекс РФ, законы, регулирующие правовое положение конкретных видов юридических лиц, устанавливают правила, согласно которым: 1) формирование единоличного исполнительного органа осуществляется коллегиальными органами юридического лица (ст. ст. 91, 103, 110 ГК РФ); 2) волеизъявление коллегиального органа оформляется определенным документом (протоколом), к форме и содержанию которого законы устанавливают специальные требования. Формирование единоличного исполнительного органа юридического лица самим единоличным исполнительным органом юридического лица противоречит законодательству. Если же признать, что "временно исполняющий обязанности" не является органом юридического лица, то у такого лица вообще нет никаких оснований для того, чтобы приобретать гражданские права и принимать гражданские обязанности (ст. 53 ГК РФ). В настоящий момент действительно существует проблема экстренного формирования единоличного исполнительного органа в ситуациях, когда физическое лицо, выбранное для выполнения функций единоличного исполнительного органа, внезапно оказывается не в состоянии выполнять возложенные на него функции. Представляется, что решение данной проблемы не в противоречащих законам судебных решениях, а в совершенствовании законов, что и было сделано применительно к Федеральному закону "Об акционерных обществах".

------------------------------------------------------------------

Название документа