Организация имеет неурегулированные суммы задолженности (зависшие платежи) перед бюджетом, возникшие за период 1998 - 1999 гг. Задолженность возникла в связи с неисполнением кредитной организацией (банком) своих обязательств по перечислению денежных средств по оплате налогов в бюджет. В 2002 г. банк был признан банкротом и принято решение о ликвидации согласно определению арбитражного суда
На момент ликвидации банк не исполнил свои обязательства перед организацией по перечислению налоговых платежей в бюджетную систему РФ. В распоряжении организации имеется письмо, на основании которого банк подтверждает факт списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика и перевода платежных документов на картотеку в связи с недостаточностью средств на корреспондентском счете банка.
В соответствии с п. 3 ст. 59 НК РФ суммы налога, сбора, пеней и штрафов, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации, признаются безнадежными к взысканию и списываются в соответствии с п. 1 ст. 59 НК РФ, если на момент принятия решения о признании соответствующих сумм безнадежными к взысканию и об их списании указанные банки ликвидированы.
Налоговая инспекция отказала организации в списании безнадежных к взысканию долгов по налогам, ссылаясь на то, что Минфин России разрабатывает изменения и дополнения в Постановление Правительства РФ от 12.02.2001 N 100 и Приказ Минфина России от 15.06.2005 N 72н, утверждающие порядок и условия принятия решений о признании задолженности безнадежной к взысканию и списании задолженности по суммам налоговых платежей, списанных с расчетных счетов действующих организаций, но не перечисленных банками в бюджет.
Правомерно ли руководствоваться положениями п. 3 ст. 59 НК РФ в целях признания долгов перед бюджетом по зависшим платежам безнадежными к взысканию и их списания с лицевого счета?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 декабря 2009 г. N 03-02-07/1-560
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения п. 3 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.
В соответствии с п. 3 ст. 59 Кодекса суммы налога, сбора, пеней и штрафов, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации, признаются безнадежными к взысканию и списываются в соответствии с п. 1 указанной статьи в случае, если на момент принятия решения о признании соответствующих сумм безнадежными к взысканию и об их списании указанные банки ликвидированы.
Следует отметить, что п. 3 ст. 59 Кодекса распространяется на задолженность банков, которая образовалась вследствие неперечисления ими в бюджетную систему Российской Федерации соответствующих сумм налога, сбора, пеней и штрафов, списанных со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов. Пункт 3 ст. 59 Кодекса не применяется в отношении задолженности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов.
При наличии документов, подтверждающих факт списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, обязанность добросовестного налогоплательщика признается исполненной.
Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят в первом чтении проект федерального закона N 269777-5 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с осуществлением мер по урегулированию задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов", внесенный Правительством Российской Федерации. Законопроект размещен на сайте Минфина России в сети Интернет 14 августа 2009 г.
Законопроектом, в частности, предусматривается списание недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных в силу ст. 59 Кодекса безнадежными к взысканию, в порядке, утвержденном ФНС России.
Полагаем, что для реализации п. 3 ст. 59 Кодекса не требуется внесение изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам".
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В.РАЗГУЛИН
23.12.2009