Обязан ли территориальный орган ПФР в целях привлечения страхователей к ответственности на основании ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" выявлять и учитывать обстоятельства, смягчающие ответственность, предусмотренные ст. 44 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"?

Ответ: Законодательство РФ прямо не предусматривает, что территориальные органы ПФР в целях привлечения страхователей к ответственности на основании ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) обязаны выявлять и учитывать обстоятельства, смягчающие ответственность, предусмотренные ст. 44 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ). Однако судебная практика говорит об обратном. Судьи подтверждают, что территориальные органы ПФР должны при рассмотрении материалов проверки устанавливать наличие или отсутствие обстоятельств, смягчающих ответственность. Следовательно, если территориальные органы ПФР этого не сделают, то, на наш взгляд, велика вероятность снижения штрафа по смягчающим обстоятельствам в судебном порядке.

Обоснование: В соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в ПФР.

При этом заметим, что непосредственно в Законе N 27-ФЗ про возможность учета смягчающих (или отягчающих) обстоятельств ничего не сказано.

О необходимости выявления смягчающих (или отягчающих) обстоятельств при привлечении к ответственности сказано в п. 4 ч. 6 ст. 39 Закона N 212-ФЗ. Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, приведен в ст. 44 Закона N 212-ФЗ.

При этом Закон N 212-ФЗ и Закон N 27-ФЗ регулируют различные правоотношения (см. ч. 1 ст. 1 Закона N 212-ФЗ и преамбулу Закона N 27-ФЗ) и законодательством РФ прямо не предусмотрено, что при реализации положений Закона N 27-ФЗ территориальные органы ПФР обязаны учитывать положения Закона N 212-ФЗ.

Следовательно, обязанность территориальных органов ПФР по выявлению и учету смягчающих обстоятельств при привлечении страхователей к ответственности на основании ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ прямо не установлена.

Однако обратим внимание, что ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что взыскание штрафных санкций производится органами ПФР в судебном порядке. Судьи же при решении вопроса о взыскании санкции смягчающие обстоятельства учитывают и снижают суммы штрафных санкций (например, Определения ВАС РФ от 31.07.2013 N ВАС-6671/13 по делу N А21-10175/2012, от 14.10.2013 N ВАС-11209/13 по делу N А78-8059/2012, от 20.05.2013 N ВАС-5618/13 по делу N А56-23411/2012).

Судьи также подтверждают, что при применении штрафа по ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ правомерно учитывать смягчающие обстоятельства на основании норм Закона N 212-ФЗ (например, Постановление ФАС Московского округа от 28.11.2011 по делу N А41-42789/10).

Также судьи делают выводы, что производство по факту нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования регулируется Законом N 212-ФЗ (например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.09.2012 по делу N А56-49091/2011). Территориальные органы ПФР должны при рассмотрении материалов проверки устанавливать наличие или отсутствие обстоятельств, смягчающих ответственность (например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.08.2012 по делу N А56-69032/2011).

Д. И.Шофман

ООО "ФондИнфо"

24.12.2013