На основании решения о проведении выездной проверки организации территориальный орган ПФР провел выездную проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в бюджет ПФР. В решении было указано, что период проведения проверки - с 2 по 16 октября 2013 г

Позднее, 26 ноября 2013 г., в организацию обратились должностные лица органа ФСС РФ и представили решение о проведении выездной проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в бюджет ФСС РФ в период с 26 по 29 октября 2013 г.

Вправе ли органы ПФР и ФСС РФ проводить плановые выездные проверки отдельно друг от друга?

Ответ: Орган ПФР и ФСС РФ не вправе проводить плановые выездные проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в бюджет ПФР и ФСС РФ отдельно друг от друга. При этом заметим, что органы ФСС РФ вправе провести внеплановую выездную проверку без участия органов ПФР:

- в связи с реорганизацией или ликвидацией организации;

- по жалобе работника организации на отказ организации в выплате страхового обеспечения или на неправильное определение организацией размера страхового обеспечения;

- при рассмотрении обращения организации о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения.

Обоснование: В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют:

- ПФР и его территориальные органы - в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в ФФОМС;

- ФСС РФ и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС РФ.

Органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право проводить проверки в порядке, установленном Законом N 212-ФЗ (ст. 29 Закона N 212-ФЗ).

В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона N 212-ФЗ территориальные органы ПФР и территориальные органы ФСС РФ проводят выездные проверки плательщиков страховых взносов совместно на основании разрабатываемых указанными органами ежегодных планов выездных проверок плательщиков страховых взносов.

Следовательно, ч. 3 ст. 33 Закона N 212-ФЗ допускает только совместное проведение выездных проверок на основании плана. План утверждается на очередной год не позднее 25 декабря предшествующего года (п. 3.1.1 Соглашения ПФР N АД-30-33/10сог, ФСС РФ N 02-43/07-2205П от 28.10.2009 "О взаимодействии Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации по осуществлению совместных выездных проверок плательщиков страховых взносов" (направлено для руководства Письмом ФСС РФ от 06.11.2009 N 02-10/07-11150)).

В Письме Минздравсоцразвития России от 22.02.2011 N 19-5/10/2-1748 (направлено Письмом ПФР от 04.03.2011 N ТМ-30-25/2106) замечено, что плановые выездные проверки плательщиков страховых взносов проводятся органами контроля за уплатой страховых взносов только совместно и проведение отдельных выездных проверок данных плательщиков неправомерно. Независимо друг от друга могут проводиться только внеплановые выездные проверки. Также из указанного Письма следует, что внеплановые проверки все же могут проводиться органами ПФР и ФСС РФ независимо друг от друга.

Полагаем, что к внеплановым можно отнести те проверки, которые назначаются в связи с реорганизацией или ликвидацией организации. Возможность их проведения установлена ч. 20 ст. 35 Закона N 212-ФЗ.

Также орган ФСС РФ вправе провести внеплановую выездную проверку правильности расходов на выплату страхового обеспечения без участия территориального органа ПФР в случае поступления жалобы застрахованного лица на отказ организации в выплате страхового обеспечения или на неправильное определение организацией размера страхового обеспечения (ч. 3, 7 ст. 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ)).

Кроме этого, при рассмотрении обращения организации о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган ФСС РФ вправе провести выездную проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в порядке, установленном ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ (то есть без участия органов ПФР), а также затребовать от организации дополнительные сведения и документы (ч. 4 ст. 4.6, ч. 7 ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ).

Д. И.Шофман

ООО "ФондИнфо"

24.12.2013