Вправе ли субъект РФ соответствующим законом установить дифференцированные налоговые ставки по транспортному налогу с учетом экологического класса транспортных средств?
Ответ: Исходя из положений ст. 14 Налогового кодекса РФ транспортный налог относится к региональным налогам.
На основании п. 3 ст. 12 НК РФ при установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.
Как указано в ст. 356 НК РФ, транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
В соответствии с п. 2 ст. 361 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 28.11.2009 N 282-ФЗ (далее - Закон N 282-ФЗ)) налоговые ставки, указанные в п. 1 данной статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз.
Пунктом 3 ст. 361 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 282-ФЗ) установлено, что допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.
Исходя из п. 3 Специального технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.10.2005 N 609 (далее - Специальный технический регламент), экологический класс - классификационный код, характеризующий автомобильную технику в зависимости от уровня выбросов.
В соответствии с Приложением N 2 к Специальному техническому регламенту автомобильная техника в зависимости от уровня выбросов вредных (загрязняющих) веществ подразделяется на экологические классы "0", "1", "2", "3", "4" и "5".
Законом N 282-ФЗ в ст. 361 НК РФ внесены изменения.
Так, п. 2 ст. 361 НК РФ Законом N 282-ФЗ изложен в новой редакции, в соответствии с которой налоговые ставки, указанные в п. 1 данной статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.
Согласно п. 3 ст. 361 НК РФ (в ред. Закона N 282-ФЗ) допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
Как указано в ст. 2 Закона N 282-ФЗ, данный Закон вступает в силу с 01.01.2010, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (опубликован в "Российской газете" 30.11.2009) и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Согласно п. 1 ст. 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.
Таким образом, субъект РФ соответствующим законом установить дифференцированные налоговые ставки по транспортному налогу с учетом экологического класса транспортных средств:
- до 01.01.2010 - не вправе;
- после 01.01.2010 - вправе.
Л. Л.Горшкова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
21.12.2009