Организацией (декларантом) были ввезены товары на таможенную территорию ТС. Организация подала в таможенный орган таможенную декларацию на товары и произвела выплату таможенных платежей. Впоследствии таможенным органом была произведена корректировка таможенной стоимости товара в сторону уменьшения, в результате чего у организации образовались излишне уплаченные таможенные платежи. Возможна ли передача права требования излишне уплаченных таможенных платежей другой организации на основании договора цессии?

Правомерен ли отказ таможенного органа в возврате таких платежей?

Ответ: По договору цессии нельзя передать право требования излишне уплаченных таможенных платежей, поскольку нормы гражданского законодательства не применяются к таможенным правоотношениям. Отказ таможенного органа в возврате таких платежей является правомерным.

Обоснование: В ст. 89 Таможенного кодекса Таможенного союза устанавливается, что излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.

В соответствии со ст. 79 ТК ТС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

На основании ст. 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведены уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов. Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведены уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза.

В силу ч. 1 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).

В ч. 2 ст. 147 Закона N 311-ФЗ закрепляется перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.

В п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ закрепляется, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

В соответствии с п. 1 ст. 388 ГК РФ уступка требования кредитором другому лицу допускается, если она не противоречит закону, иным правовым актам или договору.

На основании п. 1 ст. 389 ГК РФ уступка требования, основанного на сделке, совершенной в простой письменной или нотариальной форме, должна быть совершена в соответствующей письменной форме.

В Письме ФТС России от 29.04.2011 N 01-11/19942 "О возврате таможенных платежей" обращается внимание на недопущение случаев формального отказа в рассмотрении заявления о возврате. Мотивированное объяснение причин невозможности рассмотрения заявления должно содержать информацию о сведениях, не указанных в заявлении, и конкретных документах, не представленных в таможенный орган, но которые необходимы для принятия решения о возврате таможенных пошлин, налогов.

Однако в ТК ТС и в Законе N 311-ФЗ не установлена возможность применения к таможенным правоотношениям норм гражданского законодательства. Следовательно, переход права требования излишне уплаченных таможенных платежей на основании договора цессии невозможен.

Данная позиция также подтверждается примерами из судебной практики.

Так, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 16.09.2013 N А52-4092/2012 указывается, что при подаче заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей (ст. 147 Закона N 311-ФЗ) допускается исключительно универсальное правопреемство, поскольку передача права требования, вытекающего из публично-правовых отношений по сделке (уступка права требования), регулируемой гражданским законодательством, недопустима.

Таким образом, отказ таможенного органа в возмещении излишне уплаченных таможенных платежей в рассматриваемой ситуации является правомерным, поскольку нормами ТК ТС и Закона N 311-ФЗ не предусмотрена возможность применения норм ГК РФ к таможенным правоотношениям, в частности к отношениям по возврату излишне уплаченных таможенных платежей. Право требования излишне уплаченных таможенных платежей может быть передано исключительно в порядке универсального правопреемства, передача такого требования на основе гражданско-правового договора недопустима.

Е. В.Соснов

Советник государственной

гражданской службы РФ

1 класса

24.12.2013