Таможенным органом была проведена плановая проверка организации на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, в частности, ограничений экономического характера на ввоз товара на таможенную территорию РФ. Организация (Россия) и индивидуальный предприниматель (Украина) заключили контракт, по условиям которого в адрес организации поступил товар (машиностроительный крепеж: болты и гайки, изготовленные методом холодной деформации). В ходе проверки сотрудниками таможенного органа выявлен факт неисчисления и неуплаты организацией антидемпинговой пошлины. Товар не был выпущен таможенным органом. Организация привлечена к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 16.3 КоАП РФ. Могут ли неисчисление и неуплата антидемпинговой пошлины послужить основанием для привлечения организации к административной ответственности по ст. 16.3 КоАП РФ?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 13 Таможенного кодекса РФ товары, ограниченные к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации, допускаются к ввозу (а в случаях, предусмотренных ТК РФ, выпускаются таможенными органами) при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Исходя из ст. 7 ТК РФ в таможенном деле применяются меры таможенно-тарифного регулирования и запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, действующие на день принятия таможенной декларации, если не установлено иное.

В соответствии со ст. 149 ТК РФ выпуск товаров осуществляется таможенными органами в сроки, предусмотренные ст. 152 ТК РФ, при соблюдении в том числе условия о том, что при таможенном оформлении и проверке товаров таможенными органами не было выявлено нарушений таможенного законодательства Российской Федерации, за исключением случаев, когда выявленные нарушения, не являющиеся поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, устранены, а также за исключением случая, предусмотренного ст. 154 ТК РФ.

Исходя из п. 3 ст. 153 ТК РФ при обнаружении таможенным органом признаков, указывающих на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган в порядке, предусмотренном ТК РФ, проводит дополнительную проверку любым способом, предусмотренным ТК РФ.

Выпуск товаров осуществляется таможенным органом при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проведения указанной проверки. Таможенный орган сообщает декларанту в письменной форме размер требуемого обеспечения уплаты таможенных платежей.

Согласно ст. 27 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" могут вводиться специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 08.12.2003 N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" антидемпинговая пошлина применяется в отношении товара, который поставляется всеми экспортерами и является предметом демпингового импорта, причиняющего ущерб отрасли российской экономики, за исключением товара, поставляемого теми экспортерами, обязательства которых были одобрены Правительством Российской Федерации в соответствии с положениями ст. 15 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 10.04.2007 N 217 "О мерах по защите российских производителей машиностроительного крепежа" на 5 лет установлена антидемпинговая пошлина в отношении машиностроительного крепежа (болты и гайки), изготавливаемого методом холодной деформации, происходящего с Украины и классифицируемого соответствующими кодами ТН ВЭД России, в размере 21,8% от таможенной стоимости.

Исходя из ч. 2 ст. 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

На основании ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Исходя из п. 3 ст. 318 ТК РФ специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров, взимаются по правилам, предусмотренным ТК РФ для взимания ввозной таможенной пошлины.

Руководствуясь названными нормами, можно сделать вывод, что неисчисление антидемпинговой пошлины служит основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 16.3 КоАП РФ.

К аналогичному выводу пришел ФАС Центрального округа в Постановлении от 24.03.2008 N А08-3776/07-17. Суд отметил, что согласно сведениям о товаре, указанным в таможенной декларации, декларируемый товар подлежал обложению антидемпинговой пошлиной согласно положениям Постановления Правительства РФ от 10.04.2007 N 217 в размере 21,8% от таможенной стоимости. Неуказание в ГТД расчета антидемпинговой пошлины повлекло несоблюдение запретов и ограничений, установленных законодательством, и в данном случае имеется событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.3 КоАП РФ.

Следовательно, неисчисление антидемпинговой пошлины (то есть отсутствие расчета антидемпинговой пошлины в таможенной декларации) является основанием для привлечения организации к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.3 КоАП РФ.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

18.12.2009