Термины замедленного действия

(Остроумов А.)

("Бизнес-адвокат", 2004, N 5)

Текст документа

ТЕРМИНЫ ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ

А. ОСТРОУМОВ

А. Остроумов, юрист.

Неоднозначность толкования действующего законодательства административными и судебными органами России старая болезнь правоприменительной практики. Одной из причин этой болезни является то, что в нормативных правовых актах, относящихся к источникам различных отраслей права, используются одни и те же термины, наполняемые при этом различным содержанием.

Создавая закон в определенной отрасли права, законодатель пользуется общеизвестными терминами из другой отрасли права, привнося при этом новые смысловые оттенки в их содержание. В ряде случаев законодательные акты различных отраслей права содержат словосочетания похожие, но не совпадающие, расхождение между которыми возникает иногда лишь из-за одного слова. Однако и этого достаточно для возникновения разногласий. Особенно часто они появляются в спорах, возникающих из налоговых правоотношений в процессе совершения тех или иных гражданско-правовых сделок.

Анализ конфликтных ситуаций требует использования как гражданско-правовой, так и налогово-правовой терминологии. Частным примером такого рода разногласий являются споры, связанные с созданием обособленных подразделений налогоплательщиков-организаций.

Согласно ч. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Термин "организация" гражданским законодательством используется для обозначения одного из признаков юридического лица. Поскольку участниками отношений, регулируемых гражданским законодательством, являются граждане и юридические лица (ст. 2 ГК РФ), то деятельность организаций, не отвечающих признакам юридического лица и не зарегистрированных в установленном порядке, гражданским законодательством не регулируется. Поэтому в ГК РФ раскрывается лишь содержание понятия "юридическое лицо" (ст. 48 ГК РФ) и используется словосочетание "обособленное подразделение юридического лица", а не "обособленное подразделение организации". Обособленными подразделениями юридического лица гражданское законодательство называет образования, которые при наличии определенных признаков, указанных в ст. 55 ГК РФ, считаются филиалами или представительствами юридических лиц. НК РФ относит к организациям юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, обозначая их термином "российские организации", а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ. Для их обозначения НК РФ использует термин "иностранные организации". Таким образом, можно сделать вывод, что содержание термина "юридическое лицо" в ГК РФ и термина "российская организация" в НК РФ совпадает. Понятие "обособленное подразделение российской организации" НК РФ не использует. В ст. 11 НК РФ раскрывается понятие "обособленное подразделение организации", под которым понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Здесь же говорится о том, что признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Таким образом, понятия "филиал юридического лица", "представительство юридического лица", используемые гражданским законодательством, не совпадают с понятием "обособленное подразделение организации", содержащимся в НК РФ.

Возникает вопрос: как соотносятся между собой эти понятия? Общими признаками филиалов и представительств являются:

1) расположенность вне места нахождения юридического лица;

2) наделение имуществом юридического лица;

3) осуществление юридических действий в интересах создавшего их юридического лица.

Наделение филиала или представительства имуществом юридического лица следует рассматривать как необходимое условие и средство осуществления юридических действий от имени и в интересах юридического лица. Поскольку создание филиала или представительства должно быть отражено в учредительных документах, то предполагается, что соответствующее обособленное подразделение создается на срок более одного месяца. Деятельность в течение более одного месяца предполагает оборудование стационарных рабочих мест сотрудников филиалов (представительства). Следовательно, любой филиал или представительство юридического лица отвечают признакам обособленного подразделения организации, предусмотренным ст. 11 НК РФ.

Не всякое обособленное подразделение российской организации признается филиалом или представительством российского юридического лица. Нет оснований для такого признания, если в отношении филиала данной организацией не утверждено положение о филиале (представительстве), что, однако, не влияет на налоговые создания такого подразделения.

Так, согласно п. 1 ст. 83 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. При осуществлении деятельности через обособленное подразделение заявление о постановке на учет организации по месту нахождения подразделения подается в течение одного месяца после создания данного подразделения (п. 4 ст. 83 НК РФ).

Нарушение налогоплательщиком установленного ст. 83 НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок до 90 дней включительно влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ). Если же с момента истечения месяца на подачу такого заявления прошло более 90 дней, то сумма штрафа составляет 10 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ). Эти нормы налогового законодательства в приведенной редакции действуют с 18 августа 1999 г. Возникает вопрос: обязаны ли организации, создавшие обособленные подразделения до указанной даты, встать на учет по месту нахождения этих подразделений? С какого момента следует исчислять срок постановки их на налоговый учет? Обратимся к судебной практике.

Проверив законность решения суда о взыскании с организации штрафа на основании п. 2 ст. 116 НК РФ и установив, что обособленное подразделение организации было создано в 1997 г., а заявление о постановке его на налоговый учет было направлено в налоговый орган 19 июня 2001 г., ФАС Северо-Западного округа пришел к выводу, что с 18 августа 1999 г. у организации возникла обязанность встать на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения в месячный срок, подлежащий исчислению с 18 августа 1999 г. Поскольку месячный срок подачи заявления был нарушен (пропуск составил более чем 90 дней), налоговая инспекция правомерно привлекла ее к ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ.

Обязательным признаком обособленного подразделения организации является, как было указано выше, расположенность подразделения вне места нахождения юридического лица. Поэтому нужно четко представлять себе, что следует понимать под местом нахождения юридического лица.

Согласно ч. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Регистрация проводится по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а в случае отсутствия такового иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Однако закон не дает ответа на вопрос, как должно обозначаться место нахождения юридического лица, т. е. какие конкретно реквизиты адреса должны использоваться для его обозначения (индекс, страна, город, район, улица, дом и т. д.)?

По мнению автора, адрес места нахождения юридического лица должен содержать реквизиты адреса, которые предусмотрены Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 2000 г. N 725 (в ред. от 6 февраля 2004 г.), а именно: 1) наименование адресата; 2) название улицы, номер дома, номер квартиры (или номер офисного помещения по аналогии); 3) название населенного пункта (города, поселка и т. п.); 4) название района; 5) название республики, края, области, автономного округа (области); 6) название страны; 7) почтовый индекс (п. 63 Правил).

Таким образом, подразделение организации должно признаваться расположенным вне места нахождения организации даже в том случае, если оно находится на той же улице, но в другом доме, или даже в том же доме, но в другом помещении, т. е. на территории налогового органа по месту нахождения организации. В связи с этим возникает вопрос: обязана ли организация встать на учет в налоговом органе по месту своего нахождения повторно, если на территории, подконтрольной этому органу, им создается обособленное подразделение? По смыслу п. 1 ст. 83 НК РФ такой обязанности у организации не возникает, так как она уже состоит на учете в соответствующем налоговом органе. Более сложным является вопрос о том, как быть, если на территории одного населенного пункта расположено несколько налоговых органов, каждому из которых подконтрольна определенная часть его территории, и обособленные подразделения организации создаются в данном населенном пункте, но на территории, не относящейся к компетенции налогового органа по месту нахождения организации.

ФАС Московского округа, проверяя законность решения суда, которым с организации был взыскан штраф, предусмотренный ч. 2 ст. 116 НК РФ, пришел к выводу, что регистрация организации по месту нахождения обособленного подразделения обычно осуществляется с целью отдельного учета объектов налогообложения по местным налогам и сборам и предполагает необходимость проверки обособленного бухгалтерского учета налогоплательщика. Однако применительно к деятельности предприятий и организаций на территории одного города эта цель отсутствует.

Поскольку позиции организаций и налоговых органов по вопросу определения момента создания обособленного подразделения часто расходятся, что приводит к возникновению споров, разрешаемых, как правило, в судебном порядке, для организаций, создавших обособленные подразделения после 18 августа 1999 г., важно знать, с какого момента согласно действующему законодательству обособленное подразделение считается созданным и какими доказательствами момент его создания должен подтверждаться.

Практика арбитражных судов дает в целом единообразные ответы на эти вопросы.

ФАС Западно-Сибирского округа подтвердил правильность решения суда об удовлетворении требования ИМНС по г. Кемерово о взыскании с ООО штрафа за нарушение п. 3 ст. 83 НК РФ. Из материалов дела следовало, что в ООО по решению общего собрания учредителей утверждено Положение о филиале общества в г. Кемерово, а 21 марта 2001 г. регистрационной палатой администрации г. Иркутска зарегистрированы изменения в Уставе ООО, касающиеся создания филиала в г. Кемерово. Суд первой инстанции, удовлетворяя иск налогового органа, указал, что установленный в п. 4 ст. 83 НК РФ месячный срок для обращения с заявлением о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения должен исчисляться с 21 марта 2001 г., то есть с даты регистрации изменений в Уставе ООО.

В кассационной жалобе организация указала на то, что датой создания обособленного подразделения для целей учета налогоплательщиков является дата оборудования по месту нахождения подразделения стационарных рабочих мест. Общество создало обособленное подразделение в г. Кемерово 17 мая 2001 г., что подтверждается договором субаренды. Согласно акту приемки-передачи нежилое помещение, выступающее объектом оказанного договора, было передано обществу 17 мая 2001 г. Именно с указанной даты общество создало в г. Кемерово стационарные рабочие места. До получения нежилого помещения по договору общество не имело возможности создать стационарные рабочие места. Подав заявление о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения 14 июня 2001 г., общество исполнило требования п. 4 ст. 83 НК РФ, то есть в его действиях отсутствует состав налогового правонарушения. Однако эти доводы кассационной инстанцией не были приняты, так как, по ее мнению, исходя из смысла ст. 11 НК РФ обособленное подразделение может быть признано таковым с момента оборудования стационарных рабочих мест, если его создание не отражено в учредительных документах ответчика.

Позиция, согласно которой для целей налогового учета обособленное подразделение в форме филиала считается созданным с момента утверждения положения о нем, вызывает возражение. Буквальное толкование ст. 11 НК РФ позволяет сделать вывод, что моментом создания обособленного подразделения организации следует считать дату оборудования стационарных рабочих мест вне места нахождения организации, на что, собственно, и указал суд при рассмотрении дела. Утверждение положения о филиале или представительстве организации само по себе не является доказательством создания стационарных рабочих мест. В приведенном случае суд не устанавливал наличие тех признаков филиала, которые подтверждают создание стационарных рабочих мест вне места нахождения организации: наделение имуществом в целях осуществления юридических действий в интересах организации.

В ряде постановлений арбитражных судов высказаны суждения о том, какие доказательства могут признаваться достаточными для подтверждения факта создания организацией стационарных рабочих мест вне места своего нахождения. Так, ФАС Северо-Западного округа оставил без изменения решение, которым было отказано в иске налоговому органу о взыскании с организации штрафа на основании ч. 2 ст. 116 НК РФ, подтвердив правильность вывода о том, что договор аренды не является документом, безусловно подтверждающим оборудование ответчиком стационарных рабочих мест, а следовательно, и создание обособленного подразделения.

Из материалов дела следовало, что ответчик 12 февраля 2001 г. подал заявление о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения и представил договор аренды сооружения от 1 июня 2000 г. Налоговый орган составил акт проверки от 23 февраля 2001 г., на основании которого принял решение о привлечении организации к налоговой ответственности на основании п. 2 ст. 116 НК РФ. В этом решении днем создания обществом обособленного подразделения была указана дата заключения договора аренды сооружения. В кассационной жалобе налоговый орган обратил внимание суда на то, что акт проверки подписан руководителем организации, который не отрицал осуществление им в арендуемом помещении предпринимательской деятельности, без разногласий.

Эти доводы не были приняты ФАС, так как, по его мнению, только оборудование стационарных рабочих мест следует считать созданием обособленного подразделения, а из содержания договора аренды не следует, что обществом созданы такие места. Налоговым органом факт их создания именно в момент заключения названного договора документально подтвержден не был.

Следует иметь в виду, что доказательства, подтверждающие факт оборудования организацией стационарных рабочих мест, должны быть указаны в решении налогового органа о привлечении организации к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 116 НК РФ. На это обратил внимание ФАС Московского округа в постановлении, которым было оставлено в силе решение Арбитражного суда Московской области о признании недействительным соответствующего решения налогового органа. ФАС МО отметил, что законодательно определяется приоритет фактического функционирования обособленного подразделения с оборудованными стационарными рабочими местами. Это подтверждается признанием обособленного подразделения организации таковым, независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных документах организации. В решении налогового органа отсутствуют доказательства оборудования ответчиком стационарных рабочих мест и фактического использования помещения как в период действия договора аренды, так и в иные периоды времени.

Одним из доказательств, которые могут подтверждать факт создания обособленного подразделения организации, арбитражный суд признал приказ о назначении на должность руководителя обособленного подразделения. Проверив правильность постановления Арбитражного суда Ивановской области, которым был удовлетворен иск налогового органа о взыскании с организации штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 116 НК РФ, ФАС Волго-Вятского округа установил следующее. ИМНС по г. Иваново провела камеральную проверку организации по вопросу своевременности постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения. В составленном по ее результатам акте от 29 июня 2001 г. было указано, что 25 августа 2000 г. на заседании совета директоров организации принято решение о создании филиала на территории г. Иваново и утверждено Положение о нем. 21 ноября 2000 г. в устав организации внесены соответствующие изменения, и приказом от 10 апреля 2001 г. с 3 мая 2001 г. назначен директор филиала, который 26 июня 2001 г. обратился с заявлением о постановке на учет в налоговом органе юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения. На основании материалов проверки было принято решение о привлечении организации к ответственности в соответствии с п. 2 ст. 116 НК РФ. Принимая во внимание изложенные обстоятельства, ФАС согласился с позицией суда первой инстанции, который дату 3 мая 2001 г. признал датой оборудования стационарного рабочего места, поскольку директор обособленного структурного подразделения (филиала) организации приступил к исполнению своих обязанностей с 3 мая 2001 года. Следовательно, ответчик был обязан встать на налоговый учет в срок до 3 июня 2001 г., однако заявление в налоговый орган поступило лишь 26 июня 2001 г.

Из приведенного примера следует, что обособленное подразделение должно признаваться созданным с момента оборудования хотя бы одного стационарного рабочего места. Иная позиция, согласно которой для признания данного факта необходимо создание двух и более стационарных рабочих мест, не была поддержана судами.

Так, Арбитражный суд Мурманской области отказал в удовлетворении требования налогового органа о взыскании с организации штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 116 НК РФ. ФАС Северо-Западного округа установил, что согласно протоколу от 20 марта 2001 г. решением внеочередного общего собрания организации был открыт ее филиал в г. Петрозаводске. Регистрация изменений в уставе в связи с созданием филиала осуществлена 25 мая 2001 г. Заявление Петрозаводского филиала организации о постановке на учет обособленного подразделения поступило в налоговую инспекцию 2 августа 2001 г. Налоговый орган зафиксировал нарушение налогоплательщиком срока постановки на учет. Факт нарушения был удостоверен расчетами по авансовым платежам от 3 мая 2001 г. и декларацией по налогу на добавленную стоимость от 21 июня 2001 г. в части деятельности через обособленное подразделение. Суд первой инстанции отказал в иске на том основании, что общество имело только одного представителя по месту функционирования обособленного подразделения, а в целях налогового контроля и учета налогоплательщиков наличие обособленного подразделения, по месту которого осуществляется постановка на налоговый учет, должно определяться присутствием двух и более стационарных рабочих мест.

Данный вывод суда был признан ошибочным судом кассационной инстанции, так как по смыслу п. 2 ст. 11 НК РФ использование множественного числа термина "стационарные рабочие места" применено в связи с возможностью создания множества обособленных подразделений. В то же время из материалов дела следовало, что в газете "Учет. Налоги. Право" от 26 сентября 2000 г. начальник департамента МНС РФ разъяснил, что признаком создания обособленного подразделения, подлежащего постановке на учет в налоговом органе, является создание двух и более стационарных рабочих мест. В данном случае, имея одно рабочее место и руководствуясь данным разъяснением, ответчик не сообщил налоговому органу о создании обособленного подразделения. При указанных обстоятельствах ФАС сделал вывод, что в действиях организации отсутствует вина в совершении правонарушения, в связи с чем она была правомерно освобождена от ответственности.

Многие организации заинтересованы в создании не одного, а нескольких обособленных подразделений на территории, подконтрольной одному налоговому органу. Возникает вопрос: обязана ли организация встать на налоговый учет по месту нахождения нескольких своих обособленных подразделений один раз или же столько раз, сколько подразделений ею создано? В НК РФ такая ситуация не урегулирована. Поэтому для поиска ответа на данный вопрос следует вновь обратиться к судебной практике.

ИМНС по г. Соликамску обратилась в Арбитражный суд Пермской области с иском к организации о взыскании налоговых санкций, предусмотренных п. 1 ст. 116 НК РФ, в сумме 50 тыс. руб. Решением суда иск был удовлетворен частично на сумму 5 тыс. руб., в остальной части иска было отказано. ФАС Уральского округа установил, что основанием для обращения в суд и вынесения решения явилось нарушение организацией установленного ст. 83 НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет по месту нахождения 10 обособленных подразделений. При разрешении спора по существу суд исходил из наличия обстоятельств, свидетельствующих об осуществлении организацией торговой деятельности в 10 территориально обособленных стационарных точках, расположенных в г. Соликамске. Но поскольку все 10 подразделений (торговых точек) находятся на территории ИМНС по г. Соликамску, суд сделал вывод о возникновении у ответчика обязанности подать заявление о постановке на налоговый учет только один раз. ФАС согласился с этим выводом.

К такому же выводу пришел и ФАС Северо-Западного округа, обратив внимание на то, что из содержания п. 4 ст. 83 НК РФ не вытекает обязанность организации неоднократно становиться на учет в одном и том же налоговом органе в связи с созданием обособленных структурных подразделений.

------------------------------------------------------------------

Название документа