Об определении удельного показателя кадастровой стоимости земель; об установлении стоимости земли за 1 кв. м в земельном товариществе; об отсутствии противоречий п. п. 2.1.1 и 2.1.2 Приказа N 222, а также о совершенствовании законодательства в сфере определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих участков при изменении категории земель, вида разрешенного использования, уточнении площади участка

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 декабря 2009 г. N Д06-3639

Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу отмены Приказа Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка" (далее - Приказ N 222).

Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере оценочной деятельности. В компетенцию Минэкономразвития России не входит разъяснение положений действующего законодательства. В связи с этим Департамент вправе лишь высказать свое мнение по вопросам, указанным в обращении, которое не является обязательным для правоприменителя.

1. Относительно замечания о том, что кадастровая стоимость уравнивается на всей территории субъекта Российской Федерации, отмечаем следующее.

Удельные показатели кадастровой стоимости определяются согласно Приказу N 222 в рамках субъекта для всех видов разрешенного использования, что невозможно определить в рамках каждого муниципального образования по причине отсутствия необходимого количества земель определенного вида разрешенного использования в рамках указанного муниципального образования.

Таким образом, в случае отсутствия среднего удельного показателя кадастровой стоимости по муниципальному образованию (городскому округу) применяется средний удельный показатель по субъекту Российской Федерации.

2. Относительно довода по вопросу установления стоимости земли за квадратный метр в определенном земельном товариществе отмечаем следующее.

В соответствии с п. 2.1.2 Приказа N 222 в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в границах садоводческого, огороднического или дачного объединения кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для соответствующего объединения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель на площадь земельного участка, т. е. исходя из среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель по конкретному садоводческому объединению.

3. Относительно замечания по вопросу противоречий п. п. 2.1.1 и 2.1.2 Приказа N 222 отмечаем следующее.

Пункт 2.1.1 регламентирует порядок определения кадастровой стоимости вновь образуемых или выявленных ранее учтенных земельных участков сельскохозяйственного назначения (за исключением земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений), отнесенных Методическими указаниями к первой - шестой группам, а также порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в случае их перевода в состав земель сельскохозяйственного назначения первой - шестой групп.

Пункт 2.1.2 содержит порядок определения кадастровой стоимости вновь образуемых или выявленных ранее учтенных земельных участков в границах садоводческих, огороднических или дачных объединений.

Таким образом, по мнению Департамента, указанные пункты не содержат в себе противоречий, так как регламентируют порядок определения кадастровой стоимости различных земельных участков.

Следует отметить, что Методические указания, утвержденные Приказом N 222, регламентируют исключительно порядок определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка до момента проведения следующего тура государственной кадастровой оценки.

Руководствуясь изложенным, по мнению Департамента, Приказ N 222 позволяет наиболее четко определить кадастровую стоимость вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка и не требует отмены.

Дополнительно сообщаем, что Министерством экономического развития Российской Федерации издан Приказ от 02.11.2009 N 439 "О внесении изменений в Приказ Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. N 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка". Изменения внесены в разд. II Методических указаний и предусматривают дополнение данного раздела п. п. 2.1.17, 2.1.18 и 2.4 следующего содержания:

"2.1.17. В случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка;

2.1.18. В случае образования новых земельных участков или земельного участка путем выдела из существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образованных земельных участков и преобразуемого земельного участка определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка до его преобразования";

"2.4. В случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка при упорядочении его границы, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или выявление ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи, происходят после 1 января года проведения государственной кадастровой оценки земель и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов".

Вышеуказанные изменения позволят повысить точность определения кадастровой стоимости для вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка. В частности, изменения направлены на уточнение Методических указаний для определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков путем разделения существующего земельного участка и выдела из существующего земельного участка.

Также изменения предусматривают дополнение Методических указаний пунктом, регламентирующим процедуру определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, в случае если данные участки были образованы после 1 января года проведения государственной кадастровой оценки земель и до утверждения ее результатов.

На основании изложенного сообщаем, что, по мнению Департамента, отсутствуют основания для внесения изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие организацию и проведение кадастровой оценки.

Заместитель директора Департамента

корпоративного управления

Д. В.СКРИПИЧНИКОВ

17.12.2009