Организация, занимающаяся оказанием рекламных услуг, распределяет среди юридических лиц рекламные места. Одним юридическим лицам организация предоставляет льготу (скидку) в размере 40%, а другим - нет. Возникает ли у организации и у юридических лиц, которым она предоставляет льготу (скидку), доход для целей исчисления налога на прибыль организаций в виде 40%-ной предоставляемой льготы (скидки)?

Ответ: В силу ст. ст. 248, 249 Налогового кодекса РФ к доходам в целях исчисления налога на прибыль относятся доходы от реализации и внереализационные доходы. При этом под доходом от реализации понимаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

В силу ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" НК РФ.

Многие организации в своей хозяйственной деятельности предоставляют покупателям скидки, однако при предоставлении скидок более 20% организации сталкиваются с рисками доначисления налогов.

Это связано с тем, что п. 2 ст. 40 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы вправе проверять правильность применения цен по сделкам при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых организацией по идентичным товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени. То есть предоставление скидки более 20% является основанием для налогового контроля цен.

В случае установления факта отклонения цены более чем на 20% от уровня цен, применяемых организацией по идентичным товарам (работам, услугам), налоговые органы вправе сравнить их с рыночными ценами и вынести решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары (работы, услуги).

В связи с этим налоговым органам необходимо доказать, что цена, применяемая организацией, является нерыночной. Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных п. п. 4 - 11 ст. 40 НК РФ. При этом в силу п. 3 ст. 40 НК РФ учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки.

В налоговых правоотношениях нередко возникают сложности в определении источников официальной информации, определяющих цену в понимании ст. 40 НК РФ.

Прежде чем доначислить налоги, налоговые органы должны определить рыночную цену на однородные или идентичные товары (работы, услуги). НК РФ перечень источников информации о рыночных ценах не определен. По мнению Минфина России, выраженному в Письме от 16.09.2004 N 03-02-01/1, в качестве такой информации могут применяться данные органов, уполномоченных в области статистики и ценообразования. Налоговые органы для определения цены также вправе привлекать независимых оценщиков.

При этом при определении рыночной цены учитываются обычные скидки, которые установлены в том числе маркетинговой политикой организации (п. 3 ст. 40 НК РФ).

Минфин России в п. 3 Письма от 18.07.2005 N 03-02-07/1-190 указал, что для обоснования применения обычных скидок, перечисленных в п. 3 ст. 40 НК РФ, организация вправе предъявить любой документ, обосновывающий применение этих скидок при определении рыночной цены товара (работы, услуги).

Наличие внутреннего положения о скидках, приказа руководителя организации и договора с заказчиками, в которых предусмотрено предоставление скидки (или если в договоре есть ссылка на внутреннее положение о предоставлении скидки), позволит избежать организации необходимости доказательства применения рыночной цены.

Важно, чтобы из этого документа устанавливались экономически обоснованные критерии ценообразования в определенных случаях, то есть размер скидки и основание для ее предоставления. Наличие документа, в котором детально прописаны случаи и размеры предоставляемых скидок, позволит избежать доначисления налогов.

Таким образом, если организация предоставляет скидку 40% на основании утвержденной маркетинговой политики либо иного документа, обосновывающего предоставление скидки, то в силу п. 3 ст. 40 НК РФ это позволит избежать необходимости доказывать, что цена соответствует рыночной (цена с учетом скидки будет считаться допустимой). Тем не менее нельзя исключать, что налоговые органы при проверке все равно доначислят налог в соответствии со ст. 40 НК РФ. В этом случае отстаивать свою правоту придется в суде.

Относительно учета скидки у покупателя. Под доходом понимается экономическая выгода в денежной или натуральной форме (ст. 41 НК РФ). О том, как оценивать экономическую выгоду, сказано в гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, но в ней не предусмотрена возможность оценки выгоды в случае, если услуги были приобретены по цене ниже, чем по цене без скидки. Соответственно, дохода у организации, приобретающей услуги, не возникает.

Г. Н.Афиногенова

Референт государственной

гражданской службы РФ

3 класса

17.12.2009