О порядке приобретения по льготной цене государственных или муниципальных земельных участков организациями - собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 16 декабря 2009 г. N Д23-4255

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу приобретения по льготной стоимости земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и сообщает.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 января 2010 г. действует льготный порядок определения цены выкупа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Указанный порядок распространяется, в частности, на коммерческие организации и индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.

При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:

двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 млн человек;

двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка должна применяться наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.

Необходимо отметить, что право на льготную цену связано с объектом недвижимости, отчужденным из государственной или муниципальной собственности. Определяющим критерием применения указанных выше цен при выкупе земельных участков является факт отчуждения здания, строения, сооружения из государственной или муниципальной собственности.

Таким образом, в случае перехода прав на такие здания, строения, сооружения от лиц, ставших их собственниками непосредственно в результате отчуждения из государственной или муниципальной собственности, к другим лицам, ставшим их собственниками по договору купли-продажи или в результате иных видов сделок, данные лица также будут иметь право выкупить указанные земельные участки по вышеназванным ценам.

С учетом изложенного в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" организация как собственник зданий, строений, сооружений имеет право выкупа земельного участка по цене, равной 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.

В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), если иное не установлено федеральными законами, собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков, на которых расположены такие объекты недвижимости.

Согласно п. 5 указанной статьи Кодекса для реализации своего исключительного права собственник объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, направляет в уполномоченный орган заявление с приложением кадастрового паспорта земельного участка и документов, указанных в Перечне документов, прилагаемых к заявлению о выкупе земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденном Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370 (далее - Приказ).

Приказом предусмотрено представление следующих документов:

- документы, удостоверяющие личность заявителя или его представителя (п. п. 1 - 3 Перечня);

- документы, удостоверяющие (устанавливающие) права на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, для подтверждения исключительного права на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (п. 4 Перечня);

- документы, удостоверяющие права на приобретаемый земельный участок, - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним или копии иных документов, удостоверяющих права (п. 5 Перечня);

- кадастровый паспорт земельного участка (п. 6 Перечня);

- копии документов, подтверждающих право приобретения земельного участка на определенном праве и на установленных особых условиях (п. 7 Перечня).

Также сообщаем, что в настоящее время готовится ко второму чтению в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона N 143796-5 "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и статью 7 Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности", в котором предусматривается в том числе продление срока переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.

По вопросу установления органам местного самоуправления "жесткого" административного регламента по выполнению сроков рассмотрения документов сообщаем, что ст. 12 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что решения по вопросам местного значения органы местного самоуправления принимают самостоятельно.

Заместитель директора

Департамента недвижимости

М. В.БОЧАРОВ

16.12.2009